Члены Президиума Ассоциации «РАДОР» обсудили план работы на 2022 год

28 января 2021 года

26 января в г. Москве состоялось первое в наступившем году расширенное заседание Президиума Ассоциации «РАДОР». В связи с эпидемиологической обстановкой мероприятие прошло как в очном режиме, так и в режиме видеоконференцсвязи.

В заседании в онлайн-формате приняли участие представители федеральных органов власти: директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Андрей Шилов, заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов, начальник Управления регионального развития и реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодора Радик Фаразутдинов.

Очно и в режиме ВКС в заседании приняли участие члены Президиума Ассоциации: президент Ассоциации «РАДОР», директор ГКУ Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» Олег Шурыгин, председатель Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Анатолий Васильев, министр транспорта и дорожного строительства Камчатского края Владимир Каюмов, начальник КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» Василий Мотуз, министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин, заместитель министра строительства и ЖКХ Республики Коми Эдуард Слабиков, директор Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО – Югры Константин Гребешок, руководитель Департамента дорожной деятельности Воронежской области Максим Оськин, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.

К участию в заседании также были приглашены министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский, министр транспорта Архангельской области Сергей Роднев и директор ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» Игорь Пинаев, министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев и директор ОГКУ «Челябинскавтодор» Наталья Чеснокова, первый заместитель министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия Дмитрий Кондрашин, начальник ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» Эльдар Узбяков.

Обсуждение началось с подведения итогов работы Ассоциации «РАДОР» в 2021 году. Игорь Старыгин доложил о проведенных мероприятиях, отметив, что, несмотря на ограничения, связанные с пандемией, состоялись все 17 мероприятий, которые были запланированы. Этого удалось добиться благодаря оперативной корректировке их программ и форматов и слаженной работе организаторов и участников: часть мероприятий прошла полностью в режиме ВКС, часть была перенесена в регионы с более благоприятной эпидемиологической обстановкой. Так, ровно год назад, 26 января 2021 года, состоялся семинар «Современные технологии строительства и ремонта дорожных покрытий», который прошел исключительно в режиме ВКС и имел при этом самый большой охват участников — более 500 человек. Кроме того, в апреле прошлого года состоялась первая с начала пандемии масштабная очная встреча — 17-ая межрегиональная конференция Ассоциации «РАДОР» «Прогрессивные технологии ремонта и содержания автомобильных дорог» в г. Омске.

Андрей Шилов представил информацию о проектах федеральных законов и нормативных правовых актов, касающихся дорожного хозяйства. В частности, он сообщил о подготовленных изменениях, которые предусматривают возможность передачи Федеральной службе по надзору в сфере транспорта части полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению весогабаритного контроля, в том числе посредством автоматических пунктов ВГК.

Поправки в КоАП РФ, уже принятые в первом чтении Госдумой РФ, касаются административной ответственности водителей тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств за нарушение требований правил движения в зоне АПВГК, а также не штрафуемого диапазона при фиксации превышения габаритных параметров камерами фотовидеофиксации до 15 см и возможности привлечения к ответственности иностранных перевозчиков.

Также подготовлен законопроект о совершенствовании правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Данным документом предусматривается структурирование требований законодательства, в том числе наделение Правительства РФ полномочиями по утверждению единых правил движения таких транспортных средств. Кроме того, планируется закрепление принципа выдачи спецразрешений перевозчикам на проезд по автодорогам общего пользования в электронной форме посредством реестровой модели, при этом предусмотрен принцип автоматического согласования спецразрешений на основании имеющихся данных. Законопроект внесен в правительство.

Отдельно Андрей Шилов остановился на теме инновационных технологий. Он рассказал, что в настоящее время подготовлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», который предусматривает закрепление за Минтрансом России полномочий по координации инновационной деятельности в дорожном хозяйстве и деятельности в области стандартизации проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Кроме того, предполагается закрепление за Правительством РФ полномочий по определению нормативов финансовых затрат на обеспечение мониторинга эффективности применения новых технологий и материалов, а также отражение определений «новая», «наилучшая» и «инновационная» продукция, установление порядка ее применения и критериев отнесения к тому или иному виду. Законопроект готовится к межведомственному согласованию.

Андрей Шилов также добавил, что Комитетом Госдумы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры одобрен для второго чтения законопроект о системе контроля дорожных фондов, выход закона ожидается уже в 1 квартале 2022 года.

Следующим обширным вопросом повестки дня, традиционным для заседаний Президиума Ассоциации «РАДОР», стало обсуждение текущей ситуации в дорожном хозяйстве субъектов РФ и хода реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» на территории регионов. Свое видение ситуации представили все члены Президиума и приглашенные, рассказав об итогах работы в 2021 году и обратив внимание на проблемные вопросы. Общим положительным моментом в докладах выступающих стало достижение и превышение основных целевых показателей нацпроекта «БКД», в частности федеральных проектов «Региональная и местная дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Отмечен также высокий уровень контрактации объектов 2022 и 2023 годов. При этом многие указали на трудности с достижением целевых показателей федерального проекта «Безопасность дорожного движения», в том числе относительно показателя социального риска, количества погибших в ДТП на автодорогах.

Общей проблемой, которая связала доклады почти всех выступающих, стало удорожание стоимости строительных материалов, в том числе битума, металла, инертных материалов. При этом руководители территориальных органов управления автомобильными дорогами отметили значительный положительный эффект изменения, внесенного Постановлением Правительства РФ от 9 августа 2021 г. №1315 и связанного с возможностью изменять стоимость контрактов по строительству и реконструкции, компенсируя таким образом дополнительные расходы подрядчиков. Они также предложили распространить такую практику на контракты по ремонту и содержанию дорожной сети.

Антон Козлов отметил, что внесение таких поправок требует изменения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для защиты данной позиции на уровне Правительства РФ необходимо собрать статистику, демонстрирующую значимость и масштабность проблемы.

Радик Фаразутдинов поблагодарил руководителей территориальных органов управления автомобильными дорогами за эффективную работу в 2021 году и отметил, что в дальнейшем важно не снижать темпы. Он попросил участников заседания провести тщательную аналитическую работу и обратить внимание на проблемные места, в особенности в части освоения средств.

Кроме того, Радик Фаразутдинов подчеркнул новизну работы системы оперативного управления «Эталон». Теперь система отслеживает потенциальные риски реализации нацпроекта «БКД» и информирует о них федеральные и региональные органы управления автодорогами, чем может оказать существенную помощь в работе, в том числе в обеспечении своевременного освоения и перераспределения средств, — важно оперативно реагировать на такие сигналы.

Участники заседания рассмотрели также вопрос о предложениях первого заместителя председателя Правительства РФ Андрея Белоусова, высказанных на заседании Президиума Государственного Совета РФ 19.10.2021 г., где рассматривалась Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Данные предложения касаются проведения эксперимента в 4-5 регионах РФ по выстраиванию вертикали по приведению в нормативное состояние местных дорог, а также по изменению механизма наполнения дорожных фондов.

Проблемный вопрос диагностики автомобильных дорог осветил Анатолий Костылевский. Он отметил, что существующая в рамках нацпроекта «БКД» методика оценки ровности дорожного полотна не позволяет получать объективные результаты, поскольку использование для измерений передвижной дорожной лаборатории не обеспечивает высокую степень повторяемости результатов. На получение данных оказывают влияние, в частности, изменение скорости движения лаборатории и перераспределение массы автомобиля, погодные и температурные условия. Докладчик выступил с предложением рассмотреть возможность издания нормативного документа, регламентирующего использование принципов цифровой трансформации (лазерного сканирования, беспилотных летательных аппаратов, цифровых методов) и разработки соответствующего программного обеспечения.

На повестку дня также был вынесен вопрос совершенствования государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Игорь Старыгин напомнил о внесенных территориальными органами управления автодорогами предложениях включить показатели развития сельских автодорог в нацпроект «БКД» и осуществлять финансирование работ на данных дорогах в рамках национального проекта.

Члены Президиума подробно ознакомились с программой работ Ассоциации «РАДОР» на 2022 год, и прежде всего, с мероприятиями ближайшего периода. Игорь Старыгин сообщил, что в связи с его избранием председателем Общественного совета при Росавтодоре программы мероприятий Ассоциации и Совета во многом объединены. Он рассказал о запланированных на 8 февраля семинаре Ассоциации «РАДОР» «Создание и функционирование систем весогабаритного контроля. Проблемы и решения» и совместном заседании Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве и Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта на тему «Об обеспечении сохранности автомобильных дорог и повышении эффективности работы весогабаритного контроля за движением тяжеловесных транспортных средств».

Целый комплекс мероприятий состоится в период с 1 по 4 марта на территории Республики Карелия и Архангельской области. В частности, на 4 марта запланировано проведение совещания с руководителями ТОУАД Северо-Западного федерального округа по вопросу деятельности региональных и муниципальных дорожных фондов и реализации НП «Безопасные качественные дороги» в г. Архангельске.

В завершение повестки дня была озвучена информация о финансовом состоянии Ассоциации «РАДОР».