Ассоциация «РАДОР» провела круглый стол по вопросам качества работ на автодорогах

24 июня 2022 года

23 июня в г. Новосибирске в рамках IX Международного Сибирского транспортного форума состоялся круглый стол Ассоциации «РАДОР» по теме «Качество работ на автомобильных дорогах как залог обеспечения безопасности дорожного движения». Мероприятие прошло при поддержке Федерального дорожного агентства и Правительства Новосибирской области.

В обсуждении вопросов качества дорожных работ приняли участие начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Сергей Гошовец, председатель ТК-418, президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николай Быстров, министр транспорта Новосибирской области Анатолий Костылевский, главный советник генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Мартинсон, директор ФГБУ «Росдортехнология» Сергей Голодный, заместитель начальника управления ФКУ «Сибуправтодор» Евгений Стипурин. Модератором круглого стола выступил генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.

С приветственными словами к участникам заседания обратились Сергей Гошовец и Анатолий Костылевский. Сергей Гошовец, в частности, отметил необходимость системного подхода в вопросах обеспечения качества работы отрасли, что, в свою очередь, достигается через своевременное формирование планов дорожной деятельности в регионах на основании достоверных данных о транспортно-эксплуатационном состоянии автодорог, своевременность заключения госконтрактов с соблюдением нормативных правовых актов и требований нормативно-технической документации, а также повышение качества выполняемых работ и уровня безопасности дорожного движения на объектах. «Кроме того, важно обеспечить необходимый уровень эксплуатации приведенных в нормативное состояние дорог с целью сохранения их состояния» - подчеркнул он.

Николай Быстров выступил с информацией о современных нормативных требованиях в области оценки соответствия выполненных дорожных работ. Он отметил, что согласно техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» в понятие «подтверждение соответствия» включено все, что касается испытаний и оценки качества, начиная с инженерно-геологических испытаний, проектирования, экспертизы и заканчивая оценкой качества содержания. «Создание сегодня в отрасли четкой системы, которая позволяла бы грамотно оценить это соответствие - это то, чем надо заниматься в первую очередь, - подчеркнул Николай Быстров. - Это объективная потребность. Сегодня на дорожное хозяйство даны немалые средства, и если кто-то не может обеспечить требуемое качество, эти средства справедливо изымать».

Подробно о современных требованиях в области оценки соответствия дорожных работ рассказал в своем докладе Владимир Мартинсон. Он напомнил, что оценка соответствия обязательным требованиям включает в себя формы строительного контроля, промежуточной приемки выполненных работ и приемки и ввода в эксплуатацию законченных объектов. И если о последних двух формах не возникает разногласий и споров, то строительный контроль на практике в должной мере не осуществляется. Докладчик отметил, что начиная с 2004 года, когда в Градостроительном кодексе РФ впервые появился этот термин, выпущено значительное количество документов, которые поясняют и конкретизируют данный процесс. В частности, появился стандарт ГОСТ Р59290-2021 «Требования к проведению входного и операционного контроля», который уточняет, что контроль может быть не только измерительным (лабораторные испытания и измерения), но также регистрационным (контроль документации) и визуальным (складирование, технологические операции и т. д.). Кроме того, функционал дополняется возможностью контролировать не только поступающие материалы, но и разрабатываемую подрядчиком документацию. «Сегодня имеется всеобъемлющий фонд документов в части строительного контроля, в них прописаны все необходимые требования к дорожным работам, состав контрольных мероприятий, объем проверяемых работ и прочее - нужно только уметь пользоваться этими документами и следить за актуальными изменениями», - отметил докладчик.

Сергей Голодный рассказал о результатах мониторинга дорожной деятельности на региональной сети автомобильных дорог: «Анализ показывает, что по отношению к 2020 году в 2021-2022 годах в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» выросло количество объектов капитального ремонта и реконструкции, замечен рост темпов внедрения интеллектуальных транспортных систем, - отметил он. - В целом мы наблюдаем переход от краткосрочной к долгосрочной перспективе, работу по достижению целей, поставленных до 2030 года».

Докладчик сообщил, что в 2021 году специалистами Росдортехнологии было проведено 57 проверок, которые охватили 451 объект (8,3% от общего числа объектов нацпроекта «БКД»). На 2022 год запланировано проведение 50 проверок с возможностью увеличения до 60. «По состоянию на 1 июня проведено 17 проверок. Их результаты демонстрируют явное снижение количества нарушений и замечаний по отношению к предыдущему году — почти в 2 раза», - подчеркнул Сергей Голодный. Он также напомнил, что проверки включают в себя два направления: финансовый контроль (соответствие условий контрактов законодательству и требованиям соглашений, своевременность заключения контрактов, результативность использования федеральных средств и т.д.) и контроль качества (соблюдение нормативных требований и технологии производства работ, организация строительного контроля и т.д.).

Сергей Голодный также внес ряд предложений, сформированных по итогам деятельности специалистов Росдортехнологии в регионах: в частности, он отметил необходимость методологической поддержки субъектов РФ в вопросах подготовки специалистов, осуществляющих строительный контроль заказчика, дооснащения лабораторий заказчиков, проведения инструментальной диагностики на этапах формирования региональных программ работ и приемки объектов в эксплуатацию, актуализации базы данных результатов диагностики автомобильных дорог и искусственных сооружений, а также мониторинга технического состояния объектов на стадии эксплуатации и ведения претензионной работы.

Представитель ООО «Газпромнефть – битумные материалы» Ольга Войтенко выступила с докладом об особенностях контроля качества битумных вяжущих марок PG и поделилась опытом научно-исследовательского центра компании. Она рассказала о методологии объемно-функционального проектирования в России, подходах к определению марки битума, методах испытаний и используемом оборудовании и предложила использовать для входного контроля такой показатель, как динамическая вязкость: «Он определяется максимально быстро, приборная база имеется практически у всех и, кроме того, по оценке в разных лабораториях он показывает наиболее точные данные», - объяснила выступающая.

Евгений Стипурин сообщил участникам круглого стола о мерах, принимаемых ФКУ «Сибирь» в части повышения безопасности дорожного движения, и о ситуации с дорожно-транспортными происшествиями на подконтрольных управлению федеральных трассах в четырех субъектах. Докладчик отметил, что причиной 32% ДТП становится выезд на полосу встречного движения, 18% - несоблюдение дистанции и правил обгона, 16% - нарушение скоростного режима. В вопросах обеспечения безопасности на дорогах управление тесно взаимодействует с органами ГИБДД, в том числе в части обследования эксплуатационного состояния автодорог, ликвидации аварийно опасных участков, анализа причин и условий совершения ДТП, сокращения количества ДТП и тяжести их последствий, корректировки проектов организации дорожного движения.

Среди конкретных мероприятий по обустройству автодорог, направленных на повышение безопасности движения, Евгений Стипурин назвал увеличение количества участков, запрещающих обгон, установку шериф-балок и осевого барьерного ограждения, нанесение профильных линий разметки, устройство поперечных шумовых полос, обустройство освещаемых надземных пешеходных переходов, размещение на опасных участках муляжей автомобилей ДПС и щитов, пропагандирующих соблюдение ПДД. «Принимаемых мер на сегодняшний день достаточно для обеспечения целевых показателей нацпроекта, - подчеркнул выступающий. - Однако серьезную обеспокоенность вызывает тот факт, что если в 2020 году водители, попавшие в ДТП, находились в состоянии алкогольного опьянения в каждом 8-ом случае, то в 2021 году это наблюдалось в каждом 6-ом происшествии. Необходимо воспитывать у пользователей дорог жесткое неприятие самого факта нарушения правил дорожного движения и совершения ДТП».

Начальник отдела организации и безопасности дорожного движения ФАУ «РОСДОРНИИ» Ирина Головченко выступила с докладом об актуальных проблемах организации и безопасности дорожного движения на автодорогах общего пользования и сделала обзор изменений в НПА. Она сообщила, что по итогам 2021 года по сравнению с 2020 г. общее количество ДТП снизилось на 9,1%, количество погибших – на 8,6%, раненых – на 9,5%. При этом доля ДТП с участием пешеходов остается высокой: она составляет 26,4% от общего числа происшествий и занимает второе место после столкновений. «Нами предпринят важный шаг и разработан проект стандарта ГОСТ Р «Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования», - рассказала выступающая. - Он уже прошел обсуждение и готовится к принятию».

Документом предлагается, в частности, для регулируемых пешеходных переходов включить требования к минимальному времени горения зеленого сигнала для пешеходов, максимальному времени ожидания пешеходами разрешающего сигнала светофора; требования к условиям выделения пешеходной фазы, устройства диагональных пешеходных переходов; требования в части оптимизации работы светофоров с помощью вызывных пешеходных табло. Ряд требований и рекомендаций включается и для нерегулируемых переходов: это, например, принудительное снижение скорости движения транспортных средств в зонах пешеходных переходов с помощью искусственных неровностей и шумовых полос; размещение переходов на искусственной неровности; улучшение видимости пешеходов и пешеходных переходов.

Помимо данного проекта стандарта специалисты РОСДОРНИИ в настоящее время работают над актуализацией документов по стандартизации на основе обращений от дорожных организаций, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В частности, подготовлены предложения по внесению изменений в ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию…», разработана первая редакция проекта Изменения №3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», подготовлен макет Изменения №1 ГОСТ Р 52289-2019 по совершенствованию требований стандарта.

Эксперт Межрегиональной общественной организации «Координационный совет по организации дорожного движения» Яна Янко рассказала о роли аудита безопасности дорожного движения, его нормативном обеспечении и первых практических итогах. «Понятие аудита появилось еще в 2017 году, - сказала она, - уже тогда появился и первый опыт его применения. В целом аудит безопасности дорожного движения — это проверка результатов деятельности организаций при проектировании, строительстве и эксплуатации автодорог на соответствие действующим требованиям нормативно-технических документов по организации и безопасности дорожного движения». Аудит проводится на всех стадиях жизненного цикла дороги и включает в себя, в том числе, аудит инженерного проекта, аудит объекта перед вводом в эксплуатацию, аудит организации движения и дорожных условий в процессе эксплуатации дороги и т. д.

Руководствоваться в организации аудита БДД, по словам Яны Янко, следует тремя основными отраслевыми дорожными методическими документами (ОДМ), изданными в 2017 году и содержащими рекомендации по проведению аудита при проектировании, строительстве и эксплуатации автодорог, по определению квалификационных требований к участникам закупок на проведение аудита и по определению сметной стоимости процедуры. «По итогам аудита трех федеральных трасс М-4, М-1 и М-3, находящихся в управлении ГК «Российские автомобильные дороги», в 2018 году сформирован перечень из 500 участков и объектов и разработано свыше 1000 некапиталоемких мероприятий, реализация которых привела к сокращению числа погибших в ДТП, ликвидации мест концентрации ДТП и снижению количества ДТП на 1 км дороги, - поделилась опытом выступающая. - Необходимо распространить эту практику и проводить обязательные программы аудита безопасности дорожного движения с периодичностью раз в 5 лет на дорогах всех уровней».

Директор ООО «Индор-Центр» Николай Бойков представил технологию информационного моделирования как залог безопасности на автомобильных дорогах. В своем выступлении он отметил ряд ее преимуществ: «Применение технологии информационного моделирования в инженерии инфраструктурных объектов, а в частности автомобильных дрог и улично-дорожной сети населенных пунктов, поднимает планку и задает новый уровень качества разработки проектно-сметной документации, а также позволяет вести сопровождение информационной модели на разных этапах жизненного цикла объекта, - сказал докладчик. - Качественная и актуальная проектно-сметная документация – залог и фундамент успешного выполнения проектных решений в ходе ее реализации в рамках дорожных мероприятий. Возможность оперативной корректировки документации в связи с возникшими в ходе выполнения работ обстоятельствами является бесспорным преимуществом, которое сказывается, в том числе, и на прозрачности процесса и обоснованности конечного результата. Возможность совместной работы всех участников производственных процессов в среде общих данных и единой цифровой платформе, позволяет интерактивно, а главное согласованно, проводить анализ текущего состояния и дальнейших перспектив проводимых действий. Контроль и дисциплина, соблюдение всех требований и сроков, четкая иерархия и консолидация ресурсов являются залогом безопасности автомобильных дорог», - заключил докладчик.

Николай Бойков также обратил внимание на то, что результаты выполнения пилотных проектов в России с элементами информационного моделирования и апробация их на стадии строительства и эксплуатации автодорог позволят создать информационную основу для дальнейшего совершенствования нормативно-технической базы. Кроме того, уровень разработок российского программного обеспечения позволяет говорить о возможности создания отечественной цифровой платформы поддержки информационного моделирования автодорог в процессе их жизненного цикла.

Председатель Совета директоров ГК «СДТ» Николай Жилин рассказал об опыте диагностики автомобильных дорог в целях повышения безопасности дорожного движения. «Нашей компанией выпущено более 780 передвижных дорожных лабораторий, программный комплекс внедрен в 53 регионах, ежегодно обследуется порядка 25 тыс. км дорог и 24 тыс. пог. м искусственных сооружений, что позволяет создать единую среду между разработчиками, конструкторами, изготовителями лабораторий, дорожниками и мостовиками, - сказал выступающий. - Отмечу также, что результаты диагностики — это те данные, которые можно представлять общественности в качестве достоверных и понятных сведений об эксплуатационном состоянии дорог».

Докладчик также поднял ряд проблем в сфере диагностики автодорог. Так, он отметил наличие различных баз дорожных данных, в каждую из которых собственники автодорог обязаны вносить сведения, при этом механизм их синхронизации еще не разработан. «Необходимо совершенствовать систему, максимально автоматизировать процесс, - подчеркнул выступающий. - Кроме того, надо сделать так, чтобы дорожники могли автоматически получать информацию о ДТП из базы данных ГИБДД». В числе проблем Николай Жилин упомянул различия в классификации дефектов при диагностике в соответствии с отраслевой методикой и диагностике по нацпроекту «БКД», отсутствие утвержденных форм паспорта дороги и другие.

Руководитель направления транспортной инфраструктуры Ассоциации «Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия» Евгений Васильев представил информацию об устройстве алюминиевых пешеходных переходов на автомобильных дорогах. Он сообщил, что с 2017 года введено 10 таких объектов, в том числе в 2021 году в Красноярске — первый в России вантовый мост. В настоящее время в работе находится еще 17 объектов, среди которых первый в стране автодорожный мост с пролетными строениями из алюминиевых сплавов через р. Линда в Нижегородской области, автодорожный мост через р. Упа в Тульской области с автоматизированными системами мониторинга и другие. «Нами также разработаны 10 альбомов типовых решений, которые мы готовы предоставить в регионы», - добавил выступающий.

Руководитель проекта ООО «Восток-М» Дмитрий Иванов рассказал о применении элементов ИТС с модулем искусственного интеллекта на автодорогах и конкретно - о результатах внедрения адаптивного управления светофорными объектами. Пилотный проект был реализован в 2019-2020 годах на 7 перекрестках Краснодарского края с целью сократить время простоя транспорта на основных магистралях, повысить их пропускную способность и увеличить среднюю скорость проезда перекрестков. Светофорные объекты были переведены в адаптивный режим управления с помощью видеокамер с модулем машинного зрения. Данные трафика обрабатывались в режиме реального времени, и модель регулирования оптимально планировала время зеленого сигнала на каждой полосе в соответствии с условиями движения. «По результатам проекта минимальное время занятости полос сократилось на 18%, среднее расстояние между транспортными средствами выросло на 45%, средняя скорость увеличилась на 129% - учитывая такую эффективность, было принято решение о масштабировании проекта на 15 светофорных объектов», - сообщил докладчик.

Второй проект был реализован в Москве, его целью было оптимизировать транспортные потоки на двух связанных перекрестках, повысить их пропускную способность и увеличить среднюю скорость проезда. «Сбор данных в течение 3-4 недель позволил сформировать оптимальные планы исходя из параметров транспортного потока, - сказал Дмитрий Иванов. - В результате количество автомобилей, проезжающих перекрестки, увеличилось более чем на 20%, а время проезда сократилось на 12%».

Подводя итоги круглого стола, Игорь Старыгин поблагодарил участников заседания, отметив высокое качество докладов: «По тематике, глубине и охвату материала видно, что прогресс идет, появляются новые разработки и решения, которые территориальные органы управления автодорогами могут использовать в своей работе для реализации национального проекта «БКД» и достижения главной цели — обеспечения безопасного и комфортного проезда по автодорогам».