top of page

Фотоматериалы Федерального дорожного агентства

На очередном заседании Общественного совета при Росавтодоре обсудили внедрение инновационных решений и подготовку кадров в дорожной отрасли

20 мая 2022 года

19 мая состоялось очередное заседание Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве на тему «Ускорение внедрения инновационных решений и подготовка кадров, обеспечивающих решение задач инновационного развития». Заседание прошло в рамках III форума и выставки «Дорожное строительство в России: инновации, технологии, качество» В обсуждении ключевых вопросов принял участие руководитель Росавтодора Роман Новиков. Вел мероприятие председатель Общественного совета при Росавтодоре, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.

В заседании также приняли участие заместители руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников и Виктор Тимофеев, заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб, заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Каменских, председатель Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Владимир Ломакин, члены Общественного совета при Росавтодоре.

В приветственном слове к участникам мероприятия Роман Новиков подвел предварительные итоги работы Федерального дорожного агентства за истекший период 2022 года: «Благодаря поддержке Правительства федеральный бюджет увеличивается. Совсем недавно доведено 28 млрд рублей дополнительных средств на выполнение работ по капитальному ремонту участков автомобильных дорог там, где мы расширяем проезжую часть с двух до четырех полос движения, разделяя потоки, снимая заторовые ситуации, решая тем самым главный вопрос – повышение безопасности дорожного движения. По итогам четырех месяцев мы реализовали уже 24% от годового объема финансирования. Полагаю, что по итогам полугодия минимум на 40 млрд рублей удастся перевыполнить запланированный ранее объем».

Роман Новиков отметил, что высокому темпу работ во многом способствуют решения Правительства РФ в части поддержки строительной и дорожной отраслей: так, на сегодняшний день приняты и работают Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 "О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году", предусматривающее возможность авансовых платежей в размере от 50 до 90% суммы договора; Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315, позволяющее вносить изменения в стоимость ранее заключенных контрактов применительно к объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта. Также приняты меры по компенсации расходов, связанных с существенным удорожанием стройматериалов, – на эти цели из резервного фонда Правительства РФ отрасли выделено свыше 7,5 млрд рублей.

 

Роман Новиков также подчеркнул, что часть средств из 120 млрд руб., дополнительно выделенных субъектам РФ из резервного фонда по решению Президента России Владимира Путина, будет направлена на ремонт автодорог по заявкам общественности. «Мы готовы воспринимать любую информацию, которая станет полезна для деятельности Федерального дорожного агентства и решения задач дорожной отрасли, - сказал Роман Новиков, - и на заседаниях Общественного совета при Росавтодоре мы рассчитываем на большой эффект по обратной связи».

Игорь Старыгин подвел промежуточные итоги работы Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве в 2022 году: «Сегодняшнее заседание уже шестое в этом году. Проведены совместные заседания с Общественным советом при Ространснадзоре, а также с Комиссией по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты Российской Федерации, заседания в различных субъектах страны. Мы работали вместе с региональными общественными палатами и профильными Общественными советами при региональных министерствах транспорта и дорожного хозяйства, рассматривали вопросы общественного контроля, познакомились с работой подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждений, посетили ряд объектов дорожного хозяйства в регионах».

Олег Ступников выступил с докладом о реализации стратегии инновационного развития дорожного хозяйства на период 2021–2025 гг., главной целью которой, по его словам, является поддержка основных направлений дорожной отрасли России. «Мы должны обеспечить безопасность дорожного движения, создать комфортную дорожную инфраструктуру, заботиться об экологии и рационально использовать ресурсы, совершенствовать систему управления дорожным хозяйством на основе ее цифровизации», - сказал докладчик.

Олег Ступников сообщил, что Росавтодором ведется планомерная работа по формированию базы для инновационного развития дорожной отрасли: актуализация нормативных документов, внедрение новых технологий и материалов, их апробация и мониторинг. При этом рассматриваются способы оптимизации процессов внедрения инновационных технологий. С этой целью, в частности, Росавтодор совместно с ТК-418 «Дорожное хозяйство», Минпромторгорм России, Минстроем России и Росстандартом ведет обсуждение внедрения практики разработки технических спецификаций (отчетов) — документов по стандартизации, утвержденных ТК и устанавливающих характеристики, правила, принципы в отношении инновационной продукции (работ, услуг), процессов, исследований, измерений, включая отбор образцов и методы испытаний. «Такая возможность появилась относительно недавно в связи с принятыми изменениями в закон о стандартизации, - отметил выступающий. - За счет применения технических спецификаций значительно сокращается время между принятием решения о внедрении инновации, разработкой и принятием документа по стандартизации. Кроме того, возможно широкое применение такого документа на всей территории страны».

С целью ускорения процесса внедрения инноваций и повышения его эффективности в текущем году также создан Комитет по инновациям Научно-технического совета Федерального дорожного агентства. В состав нового органа вошли руководители профильных Управления Росавтодора и главные инженеры подведомственных учреждений (ФКУ), представители подрядных организаций, проектных и научно-исследовательских институтов, компаний-производителей дорожно-строительных материалов. В рамках работы Комитета обсуждаются конкретные предложения по внедрению инновационных технологий и материалов на объектах дорожного хозяйства и результаты опытного применения технологий.

«Не остается без внимания и мониторинг инновационных решений, - отметил Олег Ступников. - Росавтодором сформированы Перечень технологий и материалов для мониторинга и рекомендации по его организации. Уже осуществлены сбор, анализ и обобщение информации от 29 ФКУ в части применения новых технологий и материалов за период с 2016 по 2021 годы. Результаты показали, что учреждениями проведены масштабные внедрения технологий и материалов из Перечня, а также организована детальная проверка их эффективности в рамках инспекционного контроля дорожных работ».

Олег Ступников также сообщил, что Росавтодором разработан порядок синхронизации подготовки документов по стандартизации с подготовкой документов в сфере сметного нормирования, который позволяет значительно сократить время между выходом технической документации на инновацию или технологию и составлением сметы на них.

«В планах Федерального дорожного агентства в сфере технического нормирования — создание единой базы данных о документации, используемой в дорожной отрасли, - рассказал Олег Ступников. - Для обобщения, классификации и упорядочивания обширной библиотеки документов мы намерены создать Информационно-технический справочник дорожной деятельности, которым смогут пользоваться как заказчики, подрядчики, проектировщики, так и преподаватели и студенты профильных учебных заведений». Роман Новиков добавил, что решение о создании такого справочника было принято с учетом предложений общественности и подрядных организаций.

Участники заседания в ходе обсуждения заслушанного доклада и процесса внедрения инноваций отметили, в частности, необходимость проведения полномасштабных научно-исследовательских работ, включая создание полигонов для опытного применения инновационных материалов, технологий, конструкций дорожных одежд.

Николай Быстров представил информацию о текущих работах в области технического регулирования в дорожном хозяйства. «Хотел бы обратиться к истории формирования фонда национальных документов по стандартизации и отметить существенные изменения в этом процессе, - сказал он. - Если до 2003 года разработка 90% национальных стандартов осуществлялась без участия дорожной отрасли, то сегодня 95% документов принимаются специализированными дорожными организациями с широким публичным обсуждением. Началом этих положительных изменений послужило создание ТК-418 в 1999 году».

На сегодняшний день, сообщил докладчик, общий фонд действующих документов по стандартизации насчитывает 418 единиц, причем более 95% из них приняты за последние 10 лет и 36% - это национальные стандарты, позволяющие внедрять инновационную продукцию. «Дорожная отрасль была одной из первых, утвердивших перспективную программу стандартизации на 2018-2022 годы, - отметил Николай Быстров. - В рамках этой программы проведена разработка и обновление более 90 стандартов по 5 направлениям. Сегодня работа ведется по графику обновления стандартов в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» - до 2024 года будет рассмотрено более 230 стандартов». Докладчик особо подчеркнул, что все документы проходят широкое обсуждение, а его этапы и результаты доступны на сайте ТК-418.

Доклад Александра Каменских был посвящен Реестру новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения. «Решение задач, стоящих сегодня перед дорожным хозяйством, невозможно без применения прогрессивных технических решений, доказавших свою эффективность, - сказал он. - Требуется тиражирование наиболее успешных форм управления проектами, объединение усилий государства, научного сообщества и частных компаний. И одним из главных инструментов отрасли в этом направлении сегодня является Реестр». Реестр был внедрен в качестве информационной системы в 2019 году с целью расширения использования новых и наилучших технологий и в настоящее время обеспечивает открытость и доступность информации о материальной и интеллектуальной базе дорожной отрасли, а также мониторинге применения технологий.

Александр Каменских сообщил, что в 2022 году всеми органами управления автомобильными дорогами планируется применять в среднем по 4 технологии из Реестра. Среди субъектов, использующих включенные в Реестр технологии и материалы на региональных автодорогах, лидируют Нижегородская и Тюменская области — здесь в текущем году планируется применение на 166 и 117 объектах соответственно, а также Республики Мордовия и Татарстан — по 61 объекту.

Докладчик добавил также, что в прошлом году поступило 56 заявок о включении в Реестр новых технологий и материалов, из них было одобрено 18. По состоянию на май текущего года получено уже 75 заявок, что говорит о росте заинтересованности производителей.

С докладом о ситуации с кадровым обеспечением в дорожном хозяйстве и предложениях по совершенствованию системы подготовки кадров для дорожной отрасли выступила директор Ассоциации организаций по развитию дорожного образования Светлана Жадёнова. «Согласно Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года к ключевым элементам в сфере транспортного образования относится подготовка работников, связанных с проектированием, строительством и содержанием в надлежащем состоянии и развитием сети автодорог, - сообщила она. - При этом обращается внимание на укрепление сотрудничества с будущими работодателями выпускников». Выступающая отметила, что основными задачами транспортного образования сегодня являются модернизация образовательной деятельности, приведение образовательных программ в соответствие с актуальными и перспективными требованиями работодателей, а также реализация новых образовательных программ под профессии будущего.

В то же время, по словам Светланы Жадёновой, в настоящее время накопился целый ряд проблем в этой сфере: это уменьшение количества часов на изучение специализированных дисциплин, слабая оснащенность учебных заведений современным лабораторным оборудованием, отсталость их материально-технической базы, отсутствие профессиональных стандартов, недостаточная квалификация преподавательского состава, недостаточная эффективность системы переподготовки и повышения квалификации.

Комплекс проблемных моментов приводит к значительному дефициту кадров в дорожной отрасли. «Этот дефицит в ближайшие годы будет расти, - подчеркнула Светлана Жадёнова. - Согласно предварительному прогнозу ежегодная потребность дорожного хозяйства в профессиональных кадрах до 2030 года составит свыше 83 тыс. человек, в том числе 29 тыс. - с высшим образованием. При этом общее количество мест дорожного профиля в высших учебных заведениях страны составляет чуть более 6 тыс. на бюджетных и столько же на платных отделениях».

Для решения имеющихся проблем транспортного образования выступающая, в частности, внесла предложения о пересмотре ФГОСа по направлению «Строительство» и переработке образовательных программ, усилении связи работодателей и образовательных учреждений, обеспечении функционирования и интенсификации системы повышения квалификации для кадров дорожного хозяйства. Участники заседания отметили также негативные последствия перехода на двухуровневую систему подготовки «бакалавр-магистр» в вузах и необходимость возвращения к инженерному образованию.

Владимир Ломакин выступил с докладом о состоянии дел в трудовых коллективах предприятий дорожной отрасли. Он напомнил о действующем отраслевом соглашении, заключенном на период 2020-2022 годов между Федеральным дорожным агентством, Союзом работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Ассоциацией «РАДОР» и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. В данном соглашении, в частности, прописаны гарантии по оплате труда работников дорожных организаций, предусмотрено ежегодное увеличение тарифных ставок в зависимости от изменения прожиточного минимума, установлены размеры доплат и надбавок. Контроль за выполнением соглашения осуществляет Общероссийский профсоюз, и по итогам 2021 года, отметил докладчик, число работодателей, соблюдающих условия соглашения, увеличилось более чем на 20%. «В ряде регионов заработная плата работников дорожного хозяйства выросла на 10%, - рассказал Владимир Ломакин. - Однако во многих субъектах уровень оплаты труда в отрасли все еще ниже среднего по экономике региона».

Докладчик также проинформировал о том, что многие предприятия сегодня сообщают о нехватке средств на осуществление деятельности, и в том числе на индексацию заработных плат сотрудников, вносят предложения об упрощении процедуры кредитования для пополнения оборотных средств. Владимир Ломакин предложил возобновить контроль за исполнением соглашения со стороны Федерального дорожного агентства. Кроме того, он напомнил, что новый проект соглашения взамен действующего, срок которого истекает в конце 2022 года, будет готов уже в июле, и призвал всесторонне поддержать его внедрение и исполнение, которое будет способствовать удовлетворенности работников отрасли и привлечению в нее новых специалистов, и в конечном итоге - повышению качества дорожных работ.

Подводя итоги заседания, Игорь Старыгин попросил участников мероприятия сформулировать свои предложения по вопросам повестки и заслушанным докладам и направить их в Общественный совет при Росавтодоре для включения в протокольное решение. Он также анонсировал следующее заседание совета, которое состоится 27 мая в г. Горно-Алтайске и пройдет в рамках Коллегии Федерального дорожного агентства с участием Общественного совета федерального проекта политической партии «Единая Россия» «Безопасные дороги», Комиссией по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ, Общественной палатой Республики Алтай и Общественным советом при Министерстве регионального развития Республики Алтай.

bottom of page