Члены Союза транспортников России обсудили вопросы функционирования транспортного комплекса в условиях внешнего санкционного давления

18 марта 2022 года

17 марта состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Союза транспортников России. Основной темой обсуждения стало обеспечение стабильной работы транспортного комплекса в условиях санкций, налагаемых западными странами на Российскую Федерацию.

В заседании приняли участие статс-секретарь - заместитель Министра транспорта РФ Дмитрий Зверев, директор Департамента экономики и проектов Минтранса России Владислав Грушников, директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России Александр Вдовин, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов, председатель Президиума СТР, президент Ассоциации высших учебных заведений транспорта Борис Левин, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин, члены Президиума СТР и приглашенные руководители объединений и предприятий транспортного комплекса.

Виталий Ефимов сообщил, что в обстановке санкций западных стран Правительство РФ оперативно принимает важнейшие меры по защите российской экономики, в том числе транспортного комплекса. В этих целях, в частности, принято постановление о создании Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций во главе с Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным, в состав которой вошли представители Совета Федерации и Государственной Думы, руководители министерств, в том числе министр транспорта России Виталий Савельев. В рамках Правительственной комиссии образована подкомиссия по повышению устойчивого финансового сектора и отдельных отраслей экономики во главе с первым заместителем Председателя Правительства РФ Андреем Белоусовым. Комиссии работают в режиме оперативного штаба. Аналогичный оперативный штаб создан при Государственной Думе РФ, Министерстве транспорта РФ и в Торгово-промышленной палате РФ с участием ряда членов Президиума СТР.

«В целях стабильной работы всех видов транспорта по бесперебойному обеспечению перевозок грузов и пассажиров, - отметил Виталий Ефимов, - нам необходимо объединить потенциалы федеральных и региональных властей с возможностями и инициативами транспортных предприятий для эффективности работы в условиях санкций. В связи с тем, что обстановка ежедневно меняется, необходимо оперативно отслеживать, анализировать и готовить предложения по нивелированию возникающих вызовов». Он подчеркнул, что в части внесения инициатив важно использовать потенциал Союза транспортников России, поскольку объединение уже имеет успешный опыт консолидации транспортного сообщества для формирования предложений по поддержке транспортной отрасли в период пандемии новой коронавирусной инфекции, часть из которых поддержана и реализована Правительством РФ.

«Те предложения, которые сформированы ранее, до начала специальной военной операции Российской Федерации, необходимо пересмотреть и оставить для реализации только самые необходимые, - заметил Виталий Ефимов. - Это требует огромного профессионализма и знания текущей обстановки. Нам предстоит решить, как выстроить логистику для того, чтобы обеспечить поставку значимых товаров и грузов. Важно также обеспечить выполнение таких принципов производства, как снижение издержек и экономия ресурсов на уровне каждого отдельного предприятия. Особое внимание следует уделить вопросу оплаты труда, на это делает акцент Президент России Владимир Путин, - не только сохранить заработную плату сотрудников, но и найти возможность ее повысить».

О комплексных мерах, принятых Правительством РФ, рассказали представители Минтранса России и Минэкономразвития России. Дмитрий Зверев сообщил, что уже одобрен первый пакет мер, направленных на поддержание экономики страны и, в частности, транспортного комплекса в условиях санкционного давления. «При Минтрансе России создал оперативный штаб по обеспечению устойчивой логистики пассажиров и грузов, - доложил он, - в рамках которого функционирует горячая телефонная линия для максимально оперативного решения вопросов, возникающих на местах. Это стимулирует развитие оптимальных логистических мультимодальных цепочек, с тем, чтобы экспорт и импорт были обеспечены в полном объеме и страна сохраняла устойчивые экономические связи».

Владислав Грушников добавил, что потребность в работе горячей линии очень высока: «За период с 3 по 15 марта получено свыше 1500 заявок, на сегодняшний день обработано более половины, самые неотложные вынесены на рассмотрение оперативного штаба». Он также отметил, что обсуждается такая важная мера поддержки организаций транспортного комплекса, как льготное кредитование, - планируется предусмотреть на субсидирование кредитов порядка 140 млрд руб. Кроме того, прорабатываются адресные меры поддержки наиболее крупных предприятий с целью сохранения трудовых коллективов и обеспечиваемых ими логистических цепочек.

Александр Вдовин сообщил, что в рамках поддерживающих мер введен мораторий на проведение почти всех контрольно-надзорных мероприятий для бизнеса, а также продлевается ряд действующих разрешений и лицензий.

Вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев выступил с сообщением о механизмах взаимодействия членов Союза транспортников России и его аппарата с руководством Правительственных комиссий, Совета Федерации и Государственной Думы РФ в целях подготовки предложений по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций. Он отметил, что необходимо активизировать эту работу и выработать общую солидарную позицию по всем острым вопросам.

Участники заседания проанализировали принятые Правительством РФ меры поддержки бизнеса и населения в условиях санкций, оценили риски, которым в настоящее время подвергаются организации, и внесли свои предложения для обсуждения.

Игорь Старыгин отметил, что дорожная отрасль, как и транспортный комплекс, находится в непростых условиях. Первый вопрос, который стоит сегодня наиболее остро, - удорожание дорожно-строительных материалов. «Это не новая проблема, - подчеркнул он. - Неконтролируемый рост цен мы наблюдаем с конца 2020 - начала 2021 годов. Правительство РФ ответило на это явление принятием постановления (от 9.08.2021 № 1315), которое предусматривает возможность вносить изменения в стоимость ранее заключенных контрактов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автодорог. Таким образом, вопрос частично решился. Однако данное решение не распространяется на работы по ремонту, а между тем в 2021 году из 6,6 тыс. объектов на региональной дорожной сети 90% были именно объектами ремонта. Мы предлагаем включить этот вопрос в пакет антикризисных мер с рассмотрением в приоритетном порядке, так как уже сегодня многие подрядчики заявляют о намерении расторгнуть контракты в связи с невозможностью их исполнения в условиях повышенных цен».

Есть еще одна проблема, с которой столкнулась дорожная отрасль буквально несколько дней назад, добавил Игорь Старыгин: «В рамках мер, направленных на поддержку бизнеса, группа депутатов внесла на рассмотрение Госдумы РФ законопроект об отмене платы в счет возмещения вреда, наносимого автодорогам транспортными средствами массой свыше 12 тонн. Хотел бы заметить, что по этой статье доходов в прошлом году федеральный бюджет пополнился на 35 млрд руб. При этом особое беспокойство вызывает предложение в рамках данного законопроекта признать утратившими силу положения Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ...», который ввел в Бюджетный кодекс РФ статью 179.4, закрепившую понятие дорожных фондов, порядок их формирования и использования. Если данные предложения будут приняты, после вступления в силу закона нам придется прекратить все дорожные работы, ведь они ведутся именно на основании отменяемых положений». Игорь Старыгин сообщил, что Ассоциация «РАДОР» уже направила соответствующие обращения в профильные комитеты Государственной Думы, заинтересованные федеральные ведомства и в территориальные органы управления автомобильными дорогами. Он также обратился к Виталию Ефимову как президенту Союза транспортников России и члену Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры с просьбой в срочном порядке принять необходимые меры по недопущению указанных изменений.