Дорожники Сибирского  федерального  округа обсудили актуальные вопросы  реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

16 июля 2020

15 июля 2020 года Ассоциация «РАДОР» совместно с Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным дорожным агентством  провела совещание с руководителями территориальных органов управления автомобильными дорогами Сибирского федерального округа по вопросу деятельности региональных дорожных фондов и реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Ранее запланированное к проведению в Республике Алтай совещание прошло в режиме видеоконференцсвязи.

В совещании приняли участие заместители директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Дмитрий Лаптев и Александр Проходцев, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, депутат Государственной Думы Российской Федерации Александр Васильев, заместитель начальника отдела надзора в сфере дорожной деятельности ГУОБДД МВД России Халит Алимханов, директор ФГБУ «Росдортехнология» Сергей Голодный, заместитель директора ФКУ «Росдормониторинг» Станислав Головач, ответственные представители ФАУ «РОСДОРНИИ», руководители федеральных и территориальных органов управления дорожным хозяйством региона.

Открывая совещание, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин отметил его особую актуальность в свете состоявшего накануне под председательством Президента РФ заседания Совета по стратегическому развитию и  национальным проектам, на котором Владимиром Путиным Правительству страны поставлена задача в трехмесячный срок скорректировать национальные проекты.  При этом  дорожное хозяйство остается быть одним из приоритетных направлений экономического развития. «За последние два года мы сосредоточили усилия на том, чтобы привести в порядок региональные дороги. Очевидно, что эта работа и дальше должна быть продолжена» - подчеркнул Владимир Путин. Приведение в нормативное состояние региональных автодорог и дорог крупнейших городских агломераций как одно из основных условий  перехода к экономическому росту обозначил и первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов.

Как сказал в своем выступлении Игорь Старыгин - несмотря на объективные текущие трудности регионы продолжают успешно справляться с ответственными задачами реализации национального проекта и  приведения в нормативное состояние  региональных автомобильных дорог. Так, Белгородская область уже в июне первой в стране завершила годовой план ремонта автомобильных дорог в рамках национального проекта. В целях опережающего строительства, ремонта и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений 19 июня 2020 года Постановлением Правительства РФ № 1643-р из резервного фонда Правительства дополнительные 43 млрд рулей направлены в 46 регионов. За счет такого опережающего финансирования до конца года будут приведены в порядок более 480 км дорог, включая межмуниципальные и местные дороги.

Характеризуя состояние дорожного хозяйства Сибирского Федерального округа  года Игорь Старыгин привел несколько цифр:   нормативная обеспеченность в финансовых ресурсах в 2019 году на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального значения округа по итогам 2019 года составила 34,2 % (43,2 % по стране), расчетный межремонтный срок составляет 47 лет против 32 в целом по Российской Федерации, доля региональных дорог в нормативном состоянии в округе  несколько ниже, чем по России - 42,1 % против 42,4 % (по итогам 2019 года). При этом на цели дорожного хозяйства (региональная сеть автодорог составляет свыше 83 тысяч км) субъекты СФО выделяют почти 8 % региональных бюджетов.

Повестка совещания традиционно включала обсуждение вопросов, влияющих на развитие дорожного хозяйства регионов и на ход реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Участники совещания в своих выступлениях выразили обеспокоенность наметившейся по итогам мая - июня тенденции снижения поступления акцизов на ГСМ в консолидированные бюджеты субъектов РФ,  удорожания некоторых строительных материалов и ГСМ, а также обозначили необходимость ускоренного принятия  решений для восстановления нормального функционирования автоматических пунктов весогабаритного контроля,  усиления мер и ответственности всех участников дорожного движения для обеспечения снижения смертности и аварийности на автомобильных дорогах. Важной темой обсуждения стало обеспечение достижения целевых показателей федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства».  Так,  в 2020 году в 42 субъектах страны на региональных, межмуниципальных и местных дорогах запланировано размещение 143 автоматических пунктов весогабаритного контроля,  кроме того, для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения в 64 российских регионах установят более 2,4 тыс. стационарных камер фотовидеофиксации нарушений ПДД. Помимо этого, в 2020 году в субъектах запланированы мероприятия по внедрению 26 интеллектуальных транспортных систем.

Заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Дмитрий Лаптев в своем выступлении  отметил  успешный ход реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» по итогам первого полугодия 2020 года, выразив при этом уверенность, что проблемы сокращения доходной части региональных дорожных фондов носят временный и объяснимый характер и стабильность финансирования дорожного хозяйства в регионах будет сохранена.

  

Отдельное внимание  Дмитрий Лаптев уделил перспективам запуска нового федерального  проекта «Мосты и путепроводы».  Он, в частности, сказал: «Мы провели большую работу с субъектами, сформировали перечень объектов и в ближайшее время внесем документ на рассмотрение проектному комитету и Правительству Российской Федерации». Проект  «Мосты и путепроводы», рассчитанный на 2022 – 2024 годы с выделением финансовой помощи субъектам на восстановление аварийных и предаварийных искусственных сооружений  в размере 200 млрд рублей,   рассматривается как  5-й  федеральный проект в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По новому проекту до конца 2024 года планируется привести к нормативу 115 тыс. погонных метров мостовых сооружений + реконструировать и построить 170 автодорожных путепроводов в местах пересечения с железнодорожными путями.

При этом Дмитрий Лаптев выразил опасения, что рынок дорожных работ  сегодня имеет достаточное количество квалифицированных специализированных мостовых подрядных организаций, способных справиться с таким объемом работ. В целом же по Российской Федерации ставится задача к 2030 году полностью решить проблему аварийных и предаварийных мостов и путепроводов на региональной сети автомобильных дорог.

О промежуточных итогах реализации федерального проекта  «Дорожная сеть» доложил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко. Он отметил, что в 2020 году финансирование федерального проекта «Дорожная сеть» составляет 262 млрд рублей, в том числе 96,2 млрд рублей из федерального бюджета.  По состоянию на 14 июля законтрактован 5781 объект (98%). Благодаря экономии средств при проведении торгов и активизации ресурсов в ранее утвержденный план-график регионами дополнительно внесено 114 объектов.  В ходе реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2020 году в российских регионах 6,5 тыс. км уже приведено в нормативное состояние. Всего же в 2020 году по нацпроекту приведут в норматив 13 719 км.

Игорь Костюченко также проинформировал участников совещания, что  в рамках состоявшегося 13 июля 2020 года в Совете Федерации Федерального Собрания РФ  «круглого стола» на тему реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Федеральное дорожное агентство еще раз озвучило  задачу,  которую дорожная отрасль ставит перед собой: достичь целей нацпроекта за четыре года вместо оставшихся пяти. «Учитывая темпы, которые нам необходимо поддерживать для достижения данной цели, прошу самым внимательным образом отнестись к вопросам планирования и динамики выполнения работ без ущерба их качеству», сказал он.

Положительно оценивает ход реализации национального проекта и депутат Государственной Думы, член Центрального штаба ОНФ, координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Александр Васильев. «При улучшении ситуации с качеством дорожных работ в регионах одновременно  обострилась проблема с безопасностью дорожного движения из-за отсутствия освещения, разметки и несоблюдения существующих требований к дорожной инфраструктуре», отметил он.  Низкое качество дорожной разметки выявили рейды Дорожной инспекции ОНФ, проведенные в 36 регионах: в большинстве случаев параметры, особенно ночной видимости, не дотягивают до норматива, тогда как согласно статистике ГИБДД, 40% от всех дорожных аварий происходят из-за неудовлетворительных дорожных условий, из них 60% – из-за некачественной разметки. Александр Васильев также проинформировал, что ранее запущенное мобильное приложение «Убитые дороги»  теперь совмещено с ресурсом «Яндекс Карты», что еще более повысило активность населения в части выявления проблемных дорог и улиц.

Акцент на причинах аварийности на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения сделал в своем выступлении  заместитель начальника отдела надзора в сфере дорожной деятельности ГУОБДД МВД России Халит Алимханов.  На 2020 год стоит задача снижения социального риска в 1,19 раза. При этом  в ряде субъектов Российской Федерации в настоящее время наблюдается существенный рост аварийности на региональных дорогах.  С учетом анализа аварийности за 2015 – 2019 годы и истекший период 2020 года ГУОБДД МВД России совместно с руководством Минтранса России, Росавтодора и ГК «Автодор» разработали и внесли предложения владельцам автомобильных дорог о корректировке региональных составляющих федеральных проектов «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», в части реализации инженерных мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности дорожного движения.  Так, в частности, новая редакция ГОСТ Р 52289 предусматривает  возможность применения тросовых  барьерных ограждений на двухполосных дорогах для профилактики  возникновения мест концентрации ДТП. Также МВД России настаивает на том, чтобы все нерегулируемые пешеходные переходы на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в пределах населенных пунктов были оборудованы искусственными дорожными неровностями, либо приподнятыми пешеходными переходами. В развитие  вопроса, поднятого координатором проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Александром Васильевым Халит Алимханов проинформировал, что в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» в настоящее время осуществляется закупка приборов для измерения световозвращающих характеристик дорожной разметки и знаков.

Традиционно остро прошло обсуждение участниками совещания  сложившейся ситуации с обеспечением сохранности автомобильных дорог.  Активное внедрение автоматических пунктов весогабаритного контроля на автомобильных дорогах регионального и местного значения, предусмотренное, в том числе, и национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (справочно: за период 2018-2019 гг. на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения было размещено 108 АПВГК, еще 143 АПВГК запланированы к размещению в 42 субъектах Российской Федерации в 2020 году) в настоящий момент на практике не обеспечивает своих контрольных функций. Препятствием тому стала коллизия в части использования новых единиц измерения допустимой нагрузки на ось транспортного средства (в тонно-силах), утвержденных Постановлением Правительства Российской  Федерации  от 31 января 2020 г. № 67 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов  Правительства Российской Федерации». В целях оптимизации нормативно-правого регулирования движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств Минтранс России подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменений в приложения № 2 и № 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом» и приложение №1 к постановлению Правительства Российской  Федерации  от 31 января 2020 г. № 67. О работе в этом направлении рассказал в своем выступлении заместитель  директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Александр Проходцев. Представитель Минтранса  также проинформировал, что в настоящее время проходят согласование проекты поправок в Бюджетный Кодекс РФ в части направления в региональные бюджеты штрафов за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства при движении по автомобильным дорогам регионального значения. В рамках «регуляторной гильотины» Минтранс России подготовил новые проекты нормативно-правовых актов взамен утративших силу Приказов Минтранса  России от 29 марта 2018 г. № 119 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" и от 12 января 2018 № 10 "Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства". Ожидается, что новые  нормативно – правовые акты вступят в силу уже в августе.

Комплексный доклад по развитию федеральной системы весогабаритного контроля  был представлен заместителем директора  ФКУ «Росдормониторинг» Станиславом Головачом.  

В ходе совещания было отмечено, что в успешном выполнении нацпроекта существенную роль играет комплекс мероприятий, направленных на мониторинг качества дорожных работ в субъектах РФ и соблюдение требований нормативно технических документов. Как отметили в своих выступления директор ФГБУ «Росдортехнология» Сергей Голодный и директор по ОЦК ФАУ «РОСДОРНИИ» Алексей Ковров в активную фазу после периода карантина выходит совместная работа по мониторингу качества на всех этапах производства дорожных работ, включая документальный, инспекционный и инструментальный аудит. В центре внимания – соблюдение требований ТР ТС "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), лабораторный контроль качества применяемых материалов и конструкций, соблюдение гарантийных обязательств подрядными организациями, своевременность проведения претензионной работы заказчиками и другие вопросы.

Подводя итоги заседания Игорь Старыгин подчеркнул, что дорожниками страны проделана и делается огромная работа по реализации национального проекта, по развитию региональных дорог, а имеющийся коллективный опыт работы  позволит и дальше продолжать конструктивное взаимодействие всех заинтересованных участников процесса по совершенствованию управления дорожным хозяйством с учетом требований времени.

 

PS.  Прошедшее совещание стало уже традиционным и  доказавшим свою эффективность форматом работы Ассоциации «РАДОР» в федеральных округах. Так, с 2015 года  окружные заседания проведены в Южном федеральном округе - в Астрахани и в Ростове на Дону, в Центральном федеральном округе – в Воронеже,  в Сибирском федеральном округе – в Кемерово, в Уральском федеральном округе – в Ханты-Мансийске, в Дальневосточном федеральном округе – в Петропавловске-Камчатском и Южно-Сахалинске, в Северо-Западном федеральном округе – в Вологде,  в Приволжском  федеральном округе – в Пензе.  11 марта 2020 года состоялось совещание с руководителями территориальных органов управления автомобильными дорогами Центрального федерального округа в Туле.

Дорожные фонды
Издательство "Дороги"
Автопробег "РАДОР"
Логотип БКД.jpg
Минтранс России
uxM6icnFJy-800x600.jpg