Руководители органов управления автодорогами Приволжского федерального округа обсудили вопросы функционирования дорожных фондов

15 июля 2022 года

13 июля в г. Йошкар-Оле Ассоциация «РАДОР» при поддержке Минтранса России, Федерального дорожного агентства и Правительства Республики Марий Эл провела совещание с руководителями территориальных органов управления автомобильными дорогами Приволжского федерального округа по вопросу «Дорожные фонды в Российской Федерации: задачи и перспективы 2022 - 2024 годов». Мероприятие прошло при участии Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, Общественной палаты Республики Марий Эл, Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл.

В совещании приняли участие: руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, врио Главы Республики Марий Эл, Председатель Правительства Республики Марий Эл Юрий Зайцев, заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Ренат Гайнетдинов, заместители руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко и Виктор Тимофеев, заместитель начальника отдела надзора в сфере дорожной деятельности ГУОБДД МВД России Халит Алимханов, начальник ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Илдар Мингазов, председатель Общественной палаты Республики Марий Эл Герман Дементьев, председатель Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Юрий Черкасов, генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко, руководители подведомственных Росавтодору учреждений в Приволжском федеральном округе, руководители территориальных органов управления автодорогами всех субъектов Приволжского федерального округа, члены Президиума Ассоциации «РАДОР», представители республиканских управлений ГИБДД и Ространснадзора, основных проектных и подрядных организаций Республики Марий Эл. Вел мероприятие генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.

В приветственном слове к участникам совещания Юрий Зайцев отметил, что Республика Марий Эл активно развивается по основным социально-экономическим направлениям. «Развитие дорожной сети – один из приоритетов в нашей работе, - подчеркнул он. - Перед руководством Марий Эл стоит задача сохранить существующую сеть дорог регионального, межмуниципального и местного значения. В этом нам очень помогают национальные проекты, в первую очередь – «Безопасные качественные дороги». Благодаря этому нацпроекту приводятся в порядок дороги регионального значения и улично-дорожная сеть Йошкар-Олы». Юрий Зайцев сообщил, что в 2022 году на территории республики предстоит отремонтировать порядка 300 км дорог регионального значения и 22 км дорог улично-дорожной сети Йошкар-Олинской городской агломерации, при этом на сегодняшний день уже введены в эксплуатацию объекты общей протяженностью 71 км.

Роман Новиков, приветствуя участников мероприятия, отметил, что работа дорожной отрасли сегодня идет очень хорошими темпами по исполнению всех показателей. «В первом полугодии 2022 года наш бюджет вырос с 756 млрд руб. до 918 млрд руб., благодаря двум решениям Правительства РФ о направлении средств федерального бюджета на компенсацию удорожания строительных материалов - на данный момент это максимальный объем средств, доведенный Росавтодором на исполнение всех программ дорожных работ, - сообщил он. - И мы твердо убеждены, что это не конечная точка, ожидаем дополнительного решения Правительства РФ, направленного на ускорение дорожных работ». Выступающий также добавил, что общий объем расходов Росавтодора в первом полугодии 2022 года, который был произведен дополнительно к плановым показателям, составил 50 млрд руб., 41 млрд руб. из которых был направлен на выполнение дорожных работ субъектов РФ.

Роман Новиков также обратил внимание на то, что 20 июня 2022 года распоряжением Правительства РФ №1601-р утвержден 5-летний план работы дорожной отрасли на период 2023-2027 годов. «Это огромнейший системный стратегический документ, который позволяет сконцентрировать все ресурсы на выполнении целевых показателей, а это, прежде всего, ускорение работ по доведению до норматива 50% региональных дорог и 85% дорог городских агломераций, формирование опорной сети дорог страны, которая составила 138 тыс. км, 74 тыс. км из которых являются дорогами регионального значения, - сказал он. - Сегодня перед нами стоит задача в течение двух месяцев подготовить планы работ субъектов на этот период, все параметры которых должны быть четко сформулированы и доложены в Правительство РФ в сентябре текущего года».

Роман Новиков дополнил, что 22 тыс. км автодорог опорной сети проходят по территории Приволжского федерального округа и имеют разноплановую специфику, часть из них решают задачи в рамках международных транспортных коридоров. Он также отметил опыт субъектов ПФО по реализации дорожных работ с привлечением инвестиций на основе государственно-частного партнерства.

Игорь Старыгин проинформировал об основных итогах развития дорожного хозяйства в субъектах Российской Федерации и перспективах на 2022–2024 годы, в том числе в разрезе Приволжского федерального округа. Он сообщил, что по состоянию на начало 2022 года 48,2% дорожной сети регионального и межмуниципального значения соответствовала нормативу, при этом часть субъектов ПФО уже достигла и даже перевыполнила целевые показатели по приведению автодорог в нормативное состояние: в Удмуртской Республике процент таких дорог составил 50,2%, в Республике Башкортостан — 55,7%, в Пермском крае — 56,1%, в Пензенской области — 67,5%. Наиболее сложная ситуация при этом складывается в Саратовской области — здесь в нормативе лишь 15,8% региональных дорог и в Республике Марий Эл — здесь показатель достиг 20,5%. «Место проведения совещания выбрано неслучайно, - отметил докладчик. - Несмотря на низкий текущий уровень нормативного состояния дорог, следует учесть, что Республика Марий Эл стартовала в реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» с низшей позиции в рейтинге — процент дорог в нормативе составлял лишь 1,19% - и сегодня субъект показывает высокие результаты. В ходе технического тура, запланированного в рамках наших мероприятий, мы увидим, как работает регион».

Игорь Старыгин сообщил, что с начала реализации нацпроекта «БКД» ежегодно ремонтируется порядка 16-17 тыс. км региональных дорог, в том числе в ПФО объемы капитального ремонта и ремонта достигают 3,5-3,8 тыс. км в год. Лидер по масштабам работ — Нижегородская область: в 2022 году здесь запланирован ремонт объектов общей протяженностью 864,4 км.

Пристальное внимание уделяется искусственным сооружениям: в 2021 году на автодорогах регионального и межмуниципального значения было отремонтировано более 28,5 тыс. пог. м мостов, на 2022 год запланирован ремонт 25,7 тыс. пог. м. Между тем, большая доля сооружений остается в аварийном и предаварийном состоянии: 4% и 9,2% соответственно. Наиболее сложная ситуация в разрезе округов в Дальневосточном федеральном округе — здесь 720 аварийных и 569 предаварийных мостов, а также в Приволжском федеральном округе — 191 аварийных и 782 предаварийных искусственных сооружений. В то же время в Самарской, Саратовской и Оренбургской областях аварийных мостов нет вовсе, а в первых двух регионах не имеется и мостов в предаварийном состоянии. По искусственным сооружениям на дорогах местного значения ПФО находится в наиболее сложной ситуации среди округов: более 718 мостов требуют ремонта, 237 из которых аварийные и 481 — предаварийные. При этом в Ульяновской области, Удмуртской Республике и Республике Марий Эл на местной дорожной сети такие объекты отсутствуют.

«Для сравнения регионов в части финансирования мы обращаемся к такому показателю, как удельный уровень обеспеченности финансовыми ресурсами в расчете на 1 км автодорог, - сказал Игорь Старыгин. - В Приволжском федеральном округе при общей протяженности региональной дорожной сети 95,2 тыс. км объем финансирования в 2022 году составляет 272 млрд руб., а без учета субсидий муниципальным образованиям — 211,6 млрд руб. Таким образом, при расчете на 1 км автодороги уровень обеспеченности составляет 2,2 млн руб.». Самые большие показатели среди регионов округа у Пермского края — 5,7 млн руб. и Самарской области — 6,4 млн руб., наименьший у Оренбургской области — 1,08 млн руб. 

 

При этом соотношение обеспеченности и нормативной потребности в финансовых ресурсах на содержание, ремонт и капремонт автодорог регионального значения в стране составляет порядка 25,6%, в ПФО — 26,8%. В то же время обеспеченность непосредственно по ремонту достаточно высока: 56,6% по России и 62,7% в ПФО.

«Сегодня фиксируются беспрецедентные объемы финансирования отрасли на всех уровнях, - отметил Игорь Старыгин. - Общий объем дорожных фондов в 2021 году превысил 1,4 трлн руб. и в 2022 году остается на том же уровне. Свыше 300 млрд руб. составила в 2021 году федеральная поддержка дорожного хозяйства субъектов, и в ближайшие 3 года прогнозируемая сумма увеличивается. Максимальных объемов достигло финансирование дорожного хозяйства из региональных бюджетов: в прошлом году на эти цели было направлено 10,1% бюджетов субъектов, а в ПФО даже больше — 12,8%. 

 

Объем помощи муниципалитетам также значителен: в текущем году он составит порядка 296 млрд руб., то есть почти четверть объема дорожных фондов».

В своем докладе Игорь Старыгин коснулся также рассматриваемых в настоящее время документов, касающихся формирования опорной сети автодорог. Первый из них – законопроект, подготовленный Минтрансом России, предполагающий формирование расходов бюджета субъекта на очередной финансовый год и плановый период на капремонт и ремонт региональных автодорог опорной сети на основании нормативов финансовых затрат на те же виды работ на дорогах федерального значения. Второй - распоряжение Правительства РФ об увеличении доли дорог, рассчитанных на нормативную нагрузку 11,5 тонн на ось, а также доведении расчетной нагрузки до соответствующих значений на мостовых сооружениях в целях обеспечения «бесшовной логистики» на автодорогах опорной сети.

По итогам обсуждения данных документов позиция территориальных органов управления автодорогами была обобщена Ассоциацией «РАДОР» и доведена до Минтранса России.

В завершение своего доклада Игорь Старыгин обратил внимание на необходимость взвешенной объективной оценки рисков достижения целевых показателей национального проекта «БКД» с учетом складывающейся ситуации, а также оценки ресурсного обеспечения поставленных задач, включая материальное, техническое, кадровое и финансовое.

Александр Герасименко рассказал о дорожном комплексе Республики Марий Эл, задачах и путях его развития. Он сообщил, что протяженность автодорог регионального и межмуниципального значения в субъекте составляет 2,9 тыс. км, при этом к моменту начала реализации нацпроекта «БКД» лишь 1,19% (36,4 км) из них соответствовал нормативу. По итогам 2021 года региону удалось увеличить этот показатель до 19,5% (594,8 км). Высокими темпами идет ремонт дорог и в Йошкар-Олинской городской агломерации: с 11,26% (29,3 км) дорог в нормативе в 2017 году их процент вырос до 52,55% (124,4 км) в 2021 году. На сегодняшний день в субъекте уже законтрактованы все объекты 2023 года, а к сентябрю 2022 года планируется завершить контрактацию и объектов 2024 года. Вместе с тем, как отметил докладчик, к концу 2024 года возможно доведение до нормативного состояния только 44,7% автодорог регионального и межмуниципального значения при целевом показателе 50%, порядка 160 км дорог не обеспечены финансированием и не смогут быть отремонтированы без дополнительной федеральной поддержки.

С докладом о ходе реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» выступил Ренат Гайнетдинов. Он сообщил, что на сегодняшний день основной задачей Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России и Росавтодора является участие в работе над проектом бюджета на период 2023-2025 годов, особое внимание при этом уделяется вопросам реконструкции мостов и путепроводов, а также ремонту автодорог в малых городских агломерациях начиная с 2025 года. «Кроме того, сегодня мы занимаемся нормативным закреплением опорной сети и актуализируем состав входящих в нее региональных автодорог, - добавил выступающий. - Также по поручению Президента России и Правительства РФ ведется работа по продлению нацпроекта «БКД» и входящих в его состав федеральных проектов до 2030 года».

«Отмечу, что сегодня перевыполняются задачи по доведению до норматива дорог городских агломераций, мы идем с шагом примерно 4% в год, - проинформировал Ренат Гайнетдинов. - При этом по итогам 2021 года сеть этих дорог увеличилась на 6 тыс. км и составила 98 тыс. км. Мы считаем, что прирост почти 10% делает результаты проведенной работы слишком вариативными, и в связи с этим рекомендовали регионам закрепить состав дорог городских агломераций и сообщить об этом в Минтранс России». Соответствующая информация, по словам докладчика, поступила только от 16 субъектов, в том числе от 1 субъекта ПФО, — работа не проведена в должной мере. Следующим шагом станет автоматизация данного процесса на базе Системы контроля дорожных фондов с целью систематизировать и упорядочить этот вопрос.

Ренат Гайнетдинов остановился также на вопросе приведения в нормативное состояние искусственных сооружений. Он сообщил, что согласно анализу работ, проведенных в текущем году, целевой показатель на 2022 год будет значительно перевыполнен: вместо запланированных 16 км до норматива будут доведены 37 км мостов. Работы запланированы на 489 мостовых сооружениях, из которых законтрактовано 95%. На указанные мероприятия планируется направить 32,4 млрд. рублей, из которых 21,5 млрд. рублей − средства федеральной поддержки.

«Вместе с тем мы видим, что только треть акцизных средств, а не предполагаемые ранее 50%, направляются на мосты, многие регионы отдают предпочтение дорогам, - отметил выступающий. - Только 10 субъектов направили на работы на искусственных сооружениях от 50 до 91% этих средств».

Ренат Гайнетдинов также напомнил, что с 2025 года 100% акцизов на нефтепродукты будут зачисляться в бюджеты субъектов. «Нами предлагается провести так называемую окраску средств, которые поступают от акцизов, с целью их адресного распределения на дороги опорной сети и мосты, - отметил он. - Мы разработали методику, соответствующие коэффициенты для каждого региона в соответствии с состоянием объектов и планируем закрепить их в законе о бюджете. Таким образом, мы дифференцируем подход к распределению средств. В конце недели данные предложения будут направлены в Ассоциацию «РАДОР» для ознакомления территориальных органов управления автодорогами».

Игорь Костюченко выступил с информацией по вопросу организации и управления качеством в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» нацпроекта «БКД». «Вопросы качества дорожной деятельности всегда ставились во главу угла, вместе с тем сейчас мы рассматриваем этот термин еще глубже, - отметил он. - Под понятием качества мы подразумеваем не только транспортно-эксплуатационное состояние объектов, не только итоги строительно-монтажных работ, но и вопросы управления производством: это и производственная, и финансовая дисциплина, и, как следствие, - результат, который будет оцениваться пользователями дорог. Текущий год объявлен Годом качества в дорожной отрасли, но это не значит, что вопросы качества будут рассматриваться только в 2022 году, это начало большого процесса».

Докладчик обозначил основные цели Программы качества, сформированной на основе результатов систематического мониторинга реализации нацпроекта «БКД»: это своевременное формирование программ дорожной деятельности, повышение качества планирования работ, своевременное заключение госконтрактов с соблюдением требований нормативных правовых актов, внесение объектов в госпрограммы субъектов, повышение качества выполняемых работ, обеспечение уровня безопасности дорожного движения на участках производства работ, обеспечение необходимого уровня содержания объекта с целью сохранения его нормативного состояния.

«Каждая из обозначенных мной целей была рассмотрена в разрезе этапов жизненного цикла дороги, - добавил Игорь Костюченко. - Мы определили 4 основных этапа: формирование субъектом совместно с Росавтодором программы работ на предстоящий период, включая вопросы проектирования; заключение госконтрактов; проведение непосредственно работ и ввод объекта в эксплуатацию. На каждом этапе сформировали задачи, которые направлены на совершенствование системы качества организации и осуществления работ». Он также обратил внимание на необходимость формирования программ дорожных работ на основе инструментальной диагностики объектов, которая обеспечивает достоверность и актуальность данных.

Программа качества уже реализована в экспериментальном порядке на территории 3 пилотных субъектов. Анализ полученных данных позволил выявить ряд недостатков, которые имеются в отрасли и влекут за собой преждевременное снижение уровня транспортно-эксплуатационного состояния введенных объектов и, как следствие, необходимость досрочных работ по восстановлению. «Преодоление наблюдаемой ситуации достигается через системное выполнение мероприятий, заложенных в обновленную систему качества организации работ»,- заключил Игорь Костюченко.

Доклад о повышении безопасности дорожного движения и ходе реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» в разрезе Приволжского федерального округа представил Халит Алимханов. Он отметил, что по итогам первого полугодия в ПФО снизился уровень числа погибших более чем на 4%, в том числе более чем на 6% на региональных дорогах. «Это единственный округ в стране, где с 2017 года идет стабильное ежегодное снижение по данному показателю», - подчеркнул выступающий. Особенно существенное изменение наблюдается в Оренбургской области: здесь количество погибших по сравнению с 2017 годом уменьшилось более чем на 50%, а в первом полугодии текущего года достигнут исторический минимум за последние 5 лет. В то же время в Нижегородской области отмечается рост числа погибших — по сравнению с 2017 годом он составил 14%, а по итогам первого полугодия 2022 года количество погибших в ДТП достигло исторического максимума за 5 лет.

Особое внимание Халит Алимханов уделил вопросу освещенности автомобильных дорог. Он сообщил, что с 2019 года в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» на территории ПФО обустроено порядка 442 тыс. пог. м стационарного освещения. Наибольший объем мероприятий в этой сфере проводится в Казани, Кирове, Чебоксарах, Пензе, проблемным вопрос остается в Саранске, Саратове, Ульяновске. Докладчик порекомендовал усилить работу в данном направлении, поскольку наиболее тяжкие последствия ДТП фиксируются именно в темное время суток при отсутствии освещения.

Илдар Мингазов рассказал о перспективах развития сети федеральных автодорог Республики Марий Эл. Он сообщил, что в 2022 году на территории субъекта планируется отремонтировать более 92 км федеральных трасс, из них 16,7 км – капитально, в том числе с увеличением количества полос движения с двух до четырех. «Большое внимание с нашей стороны уделяется дороге Р-177 «Поветлужье». В 2021 году мы защитили слоями износа более 66 км, в ближайшие два года будут обновлены еще 80 км. Также завершаются проектные работы на проведение капитального ремонта трех участков в Медведвевском, Килемарском и Горно-Марийском районах республики общей протяженностью 11,6 км», – проинформировал докладчик.

В ходе совещания были затронуты и вопросы общественного контроля дорожных работ в Республике Марий Эл. С соответствующей информацией выступили Герман Дементьев и Юрий Черкасов. Они рассказали, что в регионе используется многоступенчатая система контроля дорожных работ в рамках нацпроекта «БКД» со стороны общественности, начиная с этапа заключения контракта, анализа проектной документации, готовности асфальтобетонных заводов к началу сезона и заканчивая комиссионной приемкой готовых объектов. Практикуются такие формы взаимодействия общественности и органов управления дорожным хозяйством, как заседания Общественной палаты, организация телефонной горячей линии, общение с руководством отрасли в ходе прямых эфиров на местном телевидении, ответы на обращения в соцсетях. Общественные контролеры проходят обучение на базе ГКУ «Марийскавтодор», посещают дорожную лабораторию и АБЗ, изучают различные методики испытаний дорожно-строительных материалов. «Важно, что в республике общественный контроль стал реальным инструментом гражданского общества, - подчеркнул Герман Дементьев. - Благодаря совместной работе вносятся своевременные замечания, которые оперативно устраняются».

Особое внимание в ходе совещания было уделено вопросам эксплуатации дорожной сети и обеспечению сохранности автодорог. По решению Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве ФАУ «Росдорнии» был подготовлен доклад о воздействии тяжеловесных транспортных средств на конструктивные элементы автомобильных дорог и искусственных сооружений, который Александр Бедусенко представил участникам мероприятия. Предваряя свое выступление, он подчеркнул, что условия эксплуатации автодорог закладываются на стадии проектирования и их несоблюдение, в том числе превышение допустимых нагрузок, влечет за собой целый ряд негативных последствий, включая сокращение сроков службы дорожной одежды, снижение уровня безопасности дорожного движения. В представленном докладе данный тезис был подкреплен конкретными цифрами.

Так, Александр Бедусенко сообщил, что в настоящее время дорожные одежды проектируются под осевую нагрузку 11,5 тонн на ось — таких дорог на региональной сети порядка 4%, но наибольшая протяженность дорог рассчитана под нагрузку 10 и 6 тонн на ось (48% и 48%). При проектировании мостовых сооружений закладывается максимально допустимая полная масса транспортных средств, исходя из условий их сохранности. «Если в современном транспортном потоке допустить одномоментное увеличение допустимой полной массы транспортного средств на 25%, то есть до 55 тонн, это приведет к сокращению сроков службы автодорог, рассчитанных под нагрузку 6 тонн на ось до 80%, дорог под 11,5 тонн на ось - до 23%. При этом ежегодные затраты на капитальный ремонт, ремонт и содержание только федеральных дорог потребуют 184 млрд руб. дополнительных расходов», - сообщил докладчик.

Согласно проведенному анализу данных автоматических пунктов весового контроля, даже при соблюдении допустимой в настоящее время полной массы транспортного средства осевые нагрузки, как правило, превышают допустимые. «Отмена ограничений по осевым нагрузкам, введение контроля только по полной массе приведет к лавинообразному нарушению требований к конструктивной безопасности транспортных средств, - подчеркнул Александр Бедусенко. - Сроки службы дорожной одежды на автодорогах под нагрузку 10 тонн на ось сократятся до 45% (11 лет), под 11,5 тонн на ось — до 15% (4 года), для дорог под 6 тонн на ось такое решение может стать фатальным, и срок их службы не превысит 1 года».

Докладчик отметил, что отмена весенних ограничений проезда большегрузного транспорта, которые применяются для обеспечения сохранности автодорог в период переувлажнения грунта земляного полотна и снижения несущей способности дорог до 50%, также нанесет огромный ущерб дорожной сети. «Последствиями станут увеличение доли капитальных ремонтов, высокие риски разрушения дорожных одежд всего за один весенний сезон, повсеместные ремонты, снижение транспортной доступности и безопасности дорожного движения, недостижение целевых показателей нацпроекта «БКД», - сказал Александр Бедусенко. - Ежегодный дефицит региональных бюджетов в связи с этим составит порядка 2,3 трлн руб. за счет дополнительных вложений в восстановление дорог».

Алексей Журбин поддержал сделанные выводы, дополнив доклад предыдущего выступающего анализом изменения конструкции дорожных одежд на стадии проектирования в случае введения увеличения осевых нагрузок. «Эксперты Комиссии по вопросам проектно-изыскательской деятельности Общественного совета при Росавтодоре выполнили сравнение на примере реальных дорог различных категорий как для нормативной нагрузки 11,5 тонн на ось, так и для нагрузок, увеличенных на 10, 20, 30%, - сообщил докладчик. - В результате расчетов для дороги 1 категории, в качестве которой был принят участок 4-го этапа автодороги М-12 «Москва — Нижний Новгород — Казань» мы получили необходимость увеличения толщины асфальтобетонных слоев при 10% увеличении расчетной нагрузки - на 2 см, при 20% - на 3 см, при 30% - на 4 см. Похожие результаты получены и для дороги 3 категории. Кроме того, проверка дорожных одежд по ОДМ «Рекомендации по устранению колеи на нежестких дорожных одеждах» показала ускоренное до 15% колееобразование в жаркий период года при увеличении транспортной нагрузки».

Алексей Журбин подчеркнул, что повышение общей разрешенной массы транспортных средств и, как следствие, увеличение нагрузок на ось недопустимо, так как приведет к сокращению срока службы дорожных одежд на действующих дорогах, а также повысит капитальные затраты на строительство новых. Кроме того, добавил он, необходимо повысить контроль за соблюдением действующих требований постановления Правительства РФ от 21 декабря 2020 года №2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Вторая часть совещания была посвящена вопросам формирования и использования средств дорожных фондов субъектов РФ и реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Все представители территориальных органов управления автомобильными дорогами, участвующие в мероприятии, в том числе в режиме ВКС, имели возможность представить информацию о ситуации в своих регионах, задать интересующие вопросы и внести предложения по решению имеющихся проблем.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Ханифов дополнил сведения о дорожном хозяйстве в представляемом им субъекте информацией о разработанной комплексной научно-технической программе строительства дорог низкой интенсивности в России с применением местных строительных материалов и использованием суверенной дорожно-строительной техники, технологий на основе цифровых моделей управления. Данная программа заявлена на получение федерального гранта и предусматривает, в частности, обеспечение производства отечественной дорожно-строительной и карьерной техники, ее комплектацию цифровыми системами 3D-управления, развитие сервисной службы по обслуживанию и ремонту.

«В Республике Татарстан в настоящее время работают более 3,5 тыс. единиц отечественной и зарубежной техники, в том числе 330 комбинированных дорожных машин, около 3 тыс. самосвалов, 130 автогрейдеров, 160 тракторов и 155 фронтальных погрузчиков, - проинформировал выступающий. - Когда мы начали говорить об импортозамещении, то разложили эту технику на составляющие, и основные из них - двигатели, гидрораспределители, элементы гидравлики и т.д. - оказались импортными. За несколько месяцев специалисты Елабужского автомобильного завода отработали с производителями из Республики Беларусь замену переднего моста, заднего моста. На заводе «КамАЗ» сохранились многие станки, которые способны выпускать значительное количество комплектующих, они сейчас восстанавливаются. Сейчас необходимо создавать большой пул заинтересованных потребителей, в первую очередь дорожных строителей, чтобы поступил существенный объем заказов на технику, и тогда через 2-3 года мы сможем получить полностью суверенные машины».

Подводя итоги совещания, Игорь Старыгин обобщил обозначенные в ходе обсуждения проблемные вопросы, включая формирование опорной сети, приведение в норматив аварийных и предаварийных мостов, обеспечение сохранности автодорог и т. д., и подчеркнул, что важная задача территориальных органов управления автодорогами — проанализировать все существующие задачи по своей дорожной сети, проработать вопросы финансового обеспечения дорожных работ, обозначить существующие сложности и как можно раньше довести всю информацию на федеральный уровень.

Для участников мероприятия по окончанию совещания также был проведен технический тур на объекты, отремонтированные в 2019-2021 годах в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в Йошкар-Олинской городской агломерации, а также на строительство моста через реку М. Кокшага на магистральной улице в створе ул. Кирова – ул. Строителей в г. Йошкар-Оле.

Другие материалы по теме:

Федеральное дорожное агентство

На развитие дорог страны в 2022 году Росавтодору выделено более 918 млрд рублей.

В текущем году в Марий Эл отремонтируют свыше 92 км федеральных автомобильных дорог.

Интернет-портал ДорИнфо

Свыше 92 км федеральных дорог отремонтируют в этом году в Марий Эл.

Готовность одного из этапов строительства магистральной улицы в створе улиц Кирова и Строителей в Йошкар-Оле превышает 65%.

ИА "ТАСС"

В Марий Эл планируют отремонтировать более 90 км дорог федерального значения в 2022 году

ГТРК "Марий Эл"

В Марий Эл будут отремонтированы 92 км федеральных трасс.

МЭТР (Марий Эл Телерадио)

50% региональных дорог Республики и 85% дорожно-уличной сети Йошкар-Олы приведут в нормативное состояние к 2024 году.

В 2022 году в Марий Эл приведут в нормативное состояние 92 километра дорог федерального значения.

Новую магистраль между Сомбатхеем и Ширяйково в Йошкар-Оле откроют для движения в сентябре.

Общественно-политическое сетевое издание "Марийская правда"

В Марий Эл в 2022 году отремонтируют свыше 92 км федеральных дорог.

Сетевое издание «МК в Марий Эл»

Юрий Зайцев: «В этом году отремонтируем не менее 300 километров дорог регионального значения»

ИА "МедиаПоток"

В Марий Эл в этом году отремонтируют свыше 92 км федеральных трасс.

Юрий Зайцев: «У нас есть потенциал сделать то, что мы уже реализуем в сфере дорожного хозяйства, быстрее».