В Совете Федерации прошло совещание по вопросам строительства, реконструкции, ремонта и содержания мостов

10 июня 2022 года

9 июня Комитет Совета Федерации по экономической политике совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел совещание по вопросам строительства, реконструкции, ремонта и содержания внеклассных мостов, находящихся в муниципальной собственности.

Модератором совещания выступил член Комитета СФ по экономической политике, руководитель рабочей группы по мониторингу реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в части приведения в нормативное состояние мостов и путепроводов Ирек Ялалов. В обсуждении приняли участие сенаторы РФ, директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Андрей Шилов, директор Департамента промышленного и гражданского строительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Сергей Галямин, начальник Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Алексей Сергеев, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин, представители экспертного сообщества.

Ирек Ялалов отметил проблему нехватки компетентных кадров для строительных компаний, которые специализируются на возведении и ремонте мостов и путепроводов. «Предыдущие годы без должного финансирования привели к банкротству многих предприятий, а существующие экономические условия — дороговизна кредитных займов, материалов и техники в совокупности с несовершенной методикой определения сметной стоимости работ — делают эту сферу непривлекательной для инвестиций, - сказал он. - Нужны государственные программы льготного кредитования, совершенствование методики определения сметной стоимости, увеличение нормы сметной прибыли для государственных и муниципальных контрактов».

По словам Ирека Ялалова, большой урон мостам и путепроводам приносят транспортные средства, которые идут с существенным перевесом. «Весогабаритный контроль ведется недостаточно эффективно, - отметил сенатор. - Мы можем сколько угодно вкладывать деньги в строительство, реконструкцию и ремонт, но если не обеспечим сохранность мостов, мы не закроем вопрос с аварийными мостами».

Ирек Ялалов напомнил, что накануне на пленарном заседании Совета Федерации сенаторы рассмотрели и одобрили Федеральный закон, который передает Ространснадзору всю полноту полномочий по весогабаритному контролю, в том числе по рассмотрению дел о нарушениях, которые зафиксированы специальными техническими средствами, имеющими функции фотосъемки и видеозаписи. «Надеюсь на повышение эффективности контроля на дорогах, - сказал выступающий. - Между тем в настоящее время Ространснадзору не хватает сотрудников».

Сенатор также остановился на теме финансирования, отметив, что в настоящее время оно предусмотрено только на ремонт мостов, тогда как многие сложные сооружения требуют реконструкции: «Необходимы дополнительные ассигнования из федерального бюджета на реконструкцию мостов и на восстановление путепроводов».

«И еще один очень важный вопрос – современные технологии. Мы должны переходить на новейшие технологии в мостостроении», — отметил Ирек Ялалов.

С информацией о работах по приведению в нормативное состояние региональных мостов и искусственных сооружений в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» выступил Андрей Шилов. Он сообщил, что запланированные работы значительно превышают целевой показатель текущего года: «К концу 2022 года субъектами планируется привести в нормативное состояние 37 км мостов и путепроводов, при этом установленное значение на текущий год составляет 16 км, - сказал докладчик. - Работы запланированы на 489 мостах, из которых уже законтрактовано 95%».

На указанные мероприятия планируется направить 32 млрд руб., в том числе 21,5 млрд руб. - средства федеральной поддержки. «Отмечу, что в целом на приведение в норматив дорог и мостов из федерального бюджета в этом году выделено 68 млрд руб., то есть на мосты регионами направляется менее трети средств, - подчеркнул Андрей Шилов. - Причем есть регионы, которые уделяют большое внимание мостам: это Новосибирская, Томская, Омская, Смоленская, Тверская, Псковская, Волгоградская области, Краснодарский край, Республики Крым и Татарстан. А есть регионы, которые направили на мосты менее 20% от предусмотренных средств: это Республики Тыва, Калмыкия, Коми и Дагестан, Мурманская, Ярославская, Тульская и Амурская области, Еврейская АО, Ставропольский край». Выступающий заметил также, что основной вид запланированных работ — ремонт, и попросил сенаторов рекомендовать регионам для анализа эффективности выбранного воздействия по итогам года провести оценку технического состояния отремонтированных сооружений.

«В то же время мы отмечаем осторожность регионов в контрактации средств 2023-2024 годов, - сообщил Андрей Шилов. - На сегодняшний день законтрактован только 41% от целевых значений». Он добавил, что Минтрансом России организован постоянный мониторинг контрактации объектов и регионам поручено до 1 сентября текущего года законтрактовать все объекты 2023 года.

Докладчик также проинформировал, что Минтрансом России совместно с Росавтодором и АО «РЖД» проработан вопрос о возможности строительства транзитных пешеходных переходов в разных уровнях через железнодорожные пути в рамках нацпроекта «БКД». «Мы отметили, что транзитный пешеходный переход — это элемент уличной городской среды, строительство которого будет осуществляться преимущественно за пределами полосы отвода автодорог. Продолжим прорабатывать этот вопрос, в том числе с Минстроем России в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», - сообщил выступающий.

«Необходимо также решать вопрос повышения нагрузок на мостах до современных значений, - сказал Андрей Шилов. - Мы подготовили предложения о возможности реконструкции мостов, которые позволят производить капиталоемкие мероприятия, решающие долгосрочные задачи». Он отметил, что планы в регионах относительно работ на мостах позволяют быть уверенными в достижении целевого показателя 2022 года. При этом средства не расходуются в полном объеме, что позволяет направить их на строительство и реконструкцию мостов и путепроводов, в том числе внеклассных. Для выполнения этой работы в рамках нацпроекта «БКД», используя предусмотренные на дороги и мосты средства, согласно предложениям Минтранса России, необходимо предпринять следующие шаги: внести изменение в правила предоставления субсидий с добавлением результата строительства и реконструкции, сформировать пообъектный перечень искусственных сооружений и включить их в федеральную адресную инвестиционную программу (при этом на объекты должна быть проектная документация с заключением экспертизы), включить соответствующий показатель в федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть». «Это работа Минтранса России, которую прошу поддержать», - заключил Андрей Шилов.

Докладчик также обратился к перспективе после 2025 года, отметив, что в этот период предстоит продолжить работу по приведению мостовых сооружений в нормативное состояние, доведению допустимой нагрузки на них до 11,5 тонн на ось, строительству путепроводов через железнодорожные переезды, реконструкции ремонтонепригодных сооружений. «Если говорить о горизонте планирования до 2030 года, - сказал Андрей Шилов, - то начиная с 2025 года 100% акцизов на нефтепродукты будет поступать в региональные дорожные фонды. Наше предложение — закрепить в законе о бюджете направление части указанных средств на реализацию нацпроекта «БКД», как это предусмотрено и сейчас».

Участники совещания обсудили проблемы восстановления и содержания внеклассных мостов в регионах, практику применения типовых проектов в мостостроении, которые позволяют экономить средства и сокращать сроки строительства. Свои предложения по обозначенным вопросам представили руководители научно-исследовательских предприятий и профессиональных объединений.