Ассоциация «РАДОР» провела совещание с руководителями территориальных органов управления автодорогами Северо-Западного федерального округа

10 марта 2022 года

4 марта состоялось совещание с руководителями территориальных органов управления автомобильными дорогами Северо-Западного федерального округа и членами Президиума Ассоциации «РАДОР» по вопросу: «Дорожные фонды в Российской Федерации: итоги 2021 года, задачи и перспективы 2022 – 2024 годов».

Мероприятие прошло в режиме видеоконференцсвязи под председательством генерального директора Ассоциации «РАДОР» Игоря Старыгина. В совещании приняли участие заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Ренат Гайнетдинов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, начальник Управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов, заместитель председателя Правительства Архангельской области Дмитрий Рожин, заместитель начальника ФКУ «Холмогоры» Роман Ковалев, заместитель начальника отдела надзора в сфере дорожной деятельности ГУОБДД МВД России Халит Алимханов, представители территориальных органов управления автодорогами субъектов Северо-Западного федерального округа, члены Президиума Ассоциации «РАДОР».

Приветствуя участников, Игорь Старыгин отметил, что окружные совещания — традиционный формат мероприятий Ассоциации «РАДОР», подобные совещания проводятся с 2015 года. Предыдущее обсуждение ситуации в Северо-Западном федеральном округе состоялось в октябре 2020 года. «Замечу, что такие мероприятия проходят в формате классического круглого стола, - подчеркнул выступающий, - чтобы каждый участник в равной степени мог высказаться и представить ситуацию в своем регионе. Также традиционным является участие в этих совещаниях представителей Минтранса России и Росавтодора. Сегодня мы снова постараемся обозначить актуальные проблемы для выбранного округа и рассмотреть предложения по их решению».

Игорь Старыгин представил доклад об основных итогах развития дорожного хозяйства в субъектах РФ в 2021 году и задачах на 2022 – 2024 годы, акцентировав внимание на показателях по СЗФО. Он напомнил, что основной задачей органов управления автомобильными дорогами сегодня является реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги», и проинформировал, что по одному из основных показателей проекта — доля дорог в нормативном состоянии — ситуация в СЗФО несколько хуже, чем в среднем по стране: по состоянию на начало года нормативным требованиям отвечают 40,7% дорог регионального и межмуниципального значения округа (по всей территории страны средний показатель достигает 45,8%). При этом самый высокий уровень нормативного состояния дорожной сети (более 50%) достигнут в Республике Коми и Санкт-Петербурге, а наименьший — в Ненецком автономном округе (36,9%), Республике Карелия (36,2%), Псковской (34,3%) и Архангельской (19%) областях.

Состояние дорожной сети напрямую зависит от объемов выполняемых работ. «В среднем ежегодно ремонтируется порядка 16-17 тыс. км региональных дорог, - сообщил Игорь Старыгин. - Расчетный межремонтный срок при этом составляет 28 лет». В 2021 году отремонтировано 16 540 км дорог регионального и межмуниципального значения, из которых в СЗФО — 1 899 км. Самый большой объем работ выполнен в Новгородской (447 км) и Псковской (410,6 км) областях, меньше всего отремонтировано в Республике Коми (61,2 км), Мурманской области (51,4 км) и Ненецком АО (6,5 км).

«В прошлом году в национальном проекте «БКД» появился новый значимый показатель по приведению в нормативное состояние искусственных сооружений», - напомнил докладчик. По оценке текущего состояния мостов на региональных дорогах СЗФО находится в средних значениях среди других округов: здесь в предаварийном состоянии 295 объектов и в аварийном — 54. При этом наиболее тяжелая ситуация с предаварийными мостами в Новгородской (199 шт.) и Псковской (61 шт.) областях, с аварийными — в Республике Карелия (29 шт.).

Игорь Старыгин также озвучил информацию об объемах дорожных фондов в 2021 году: общий объем финансирования дорожного хозяйства по итогам прошлого года составил 1476,4 млрд руб., в том числе СЗФО — 155,9 млрд руб., а в 2022 году запланировано направление в отрасль 1336,7 млрд руб. «Однако мы не рассматриваем финансирование лишь в абсолютных цифрах, - отметил докладчик. - Не менее важно оценить удельный уровень обеспеченности автомобильных дорог. В среднем по стране в 2021 году он составил 2243 тыс. руб. на 1 км. Сопоставимый показатель и в СЗФО».

«Необходимо отметить, что финансирование дорожного хозяйства в 2021 году достигло беспрецедентных показателей как на федеральном уровне, так и на уровне бюджетов субъектов РФ, - добавил Игорь Старыгин. - Доля расходов на дорожное хозяйство в регионах выросла в прошлом году до максимума за всю историю современных дорожных фондов и составила 10,1%, а по СЗФО еще выше — 11,4%». Увеличился и объем помощи, предоставляемой региональными бюджетами муниципальным образованиям: в 2021 году на эти цели было направлено более 274,5 млрд руб., что составляет четверть от общего объема дорожных фондов субъектов РФ.

Положительной динамикой характеризуются и поступления от двух основных источников формирования дорожных фондов: акцизов на ГСМ и транспортного налога — по итогам прошлого года сборы достигли соответственно 101,9% и 100,2% от плановых показателей. «Вместе с тем, - отметил Игорь Старыгин, - продолжают поступать предложения об отмене транспортного налога. Прошу обратить внимание на эту ситуацию и держать ее на контроле совместно с депутатами и сенаторами ваших регионов. Также необходимо взаимодействовать с налоговой службой в части решения вопросов недоимки, чтобы устранить эту проблему в качестве аргумента сторонников отмены налога».

Докладчик обратил внимание участников совещания и на ситуацию с уплатой налога на имущество в части автомобильных дорог общего пользования регионального значения. Количество регионов, которые освобождены от уплаты этого налога, в период с 2014 по 2019 годы снизилось с 45 до 24, и это число сохраняется до настоящего времени. В то же время 44 субъекта продолжают платить налог на имущество из средств дорожных фондов, общий объем средств по плановым значениям текущего года составит почти 14 млрд руб. В СЗФО 4 субъекта осуществляет уплату налога за счет средств региональных бюджетов: это Ненецкий АО, Республика Коми, Архангельская и Вологодская области. Остальные платят за счет средств дорожных фондов, и к примеру, в Ленинградской и Калининградской областях на эти цели уходит почти 500 млн руб.

В своем докладе Игорь Старыгин остановился на вопросе обеспечения транспортной доступности сельских территорий. Он проинформировал, что на данный момент более 42 тыс. населенных пунктов в стране не имеют подъездов по дорогам с твердым покрытием, при этом в СЗФО наибольшее число таких мест в Псковской (3631), Волгоградской (1935) и Архангельской (1896) областях. Транспортный разрыв от сельских населенных пунктов до сети дорог с твердым покрытием в целом по России превышает 200 тыс. км. В регионах СЗФО самая большая протяженность транспортного разрыва в Архангельской (более 10 тыс. км) и Псковской (9,2 тыс. км) областях. В населенных пунктах, не обеспеченных круглогодичным подъездом, в целом по стране проживает более 1,8 млн человек, в том числе 51,2 тыс. человек в Архангельской области, 34,3 тыс. человек — в Псковской области и 34,2 тыс. человек в Республике Коми.

«В части решения задачи по обеспечению транспортной доступности сельских территорий, - отметил выступающий, - сегодня сложилась ситуация, которая не устраивает ни одну из заинтересованных сторон. Мы наблюдаем, как в последние годы средства, выделяемые на эти цели в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», не осваиваются в полной мере, как уменьшается количество объектов, введенных в эксплуатацию (с 2018 по 2021 год объем работ сократился почти в 3 раза), уменьшается число задействованных населенных пунктов и регионов. В начале текущего года на федеральном уровне был проведен ряд совещаний по данному вопросу, где мы озвучили свои предложения по изменению ситуации». В частности, предлагается переформатировать ведомственный проект Министерства сельского хозяйства РФ «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» в состав национального проекта «БКД», установив соответствующий целевой показатель. Таким образом, строительство дорог к агропромышленным комплексам останется за Минсельхозом России, а строительство дорог к социально важным объектам населенных пунктов перейдет в зону ответственности Минтранса России и Росавтодора.

Игорь Старыгин напомнил, что в 2017 году в целях повышения эффективности использования средств дорожных фондов на федеральном уровне были внесены изменения в нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог федерального значения, а также увеличены межремонтные сроки их эксплуатации. Далее возникла необходимость пересчета нормативов на региональном уровне. Однако по состоянию на 1 марта 2022 года лишь 32 субъекта приняли аналогичные документы. Докладчик призвал территориальные органы управления автодорогами утвердить соответствующие нормативы и сроки перехода к нормативному финансированию.

«Еще одно актуальное направление работы, - заметил Игорь Старыгин, - обеспечение сохранности автомобильных дорог и совершенствование системы весогабаритного контроля. На данный момент региональные дороги не готовы воспринимать нагрузки современных тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Протяженность дорог, рассчитанных на нагрузки до 11,5 тонн на ось составляет лишь 20,2 тыс. км, то есть 4% от общей протяженности дорог регионального и межмуниципального значения». С вводом в действие АПВГК за 3 года количество задокументированных нарушений правил перевозки тяжеловесных, негабаритных грузов увеличилось в 5.4 раза. Согласно проведенному анализу ежегодный ущерб, причиняемый автодорогам тяжеловесными транспортными средствами со сверхнормативными нагрузками, оценивается в 2,6 трлн руб., что эквивалентно дополнительному объему ремонта 173 тыс. км дорог.

Неслучайно в рамках нацпроекта «БКД» устройство автоматических пунктов весогабаритного контроля выведено в отдельное направление. Учитывая значимость и масштабность проблемы, субъекты приняли на себя повышенные обязательства и вместо 366 АПВГК в 75 регионах, запланированных национальным проектом, готовы организовать 597 АПВГК в 81 регионе к концу 2024 года. Некоторые субъекты свои обязательства уже выполнили. В частности, в СЗФО это Калининградская (10 АПВКГ) и Вологодская (6 АПВГК) области, а также Республика Коми (6 АПВГК).

Игорь Старыгин сообщил, что 8 февраля 2022 года Ассоциация «РАДОР» при поддержке Минтранса России и Росавтодора провела семинар по вопросам создания и функционирования систем весогабаритного контроля. В этот же день состоялось совместное заседание Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве и Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, ключевой темой которого также стало обеспечение сохранности автомобильных дорог и повышение эффективности работы весогабаритного контроля - по итогам этого мероприятия был составлен протокол, в который вошли все предложения территориальных органов управления автодорогами по данному вопросу. «Будет продолжена работа по этому направлению с органами ГИБДД, Ространснадзором, Минюстом России, Минтрансом России и Росавтодором. Надеемся, что это будет новый шаг к решению имеющихся проблем», - заключил он.

Вопрос, который сегодня стоит особенно остро во всех округах, — удорожание строительных материалов. Игорь Старыгин проинформировал, что в этом направлении также принят ряд мер. 28 января текущего года заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин утвердил план мероприятий по совершенствованию правового регулирования в сфере строительства и практики применения внесенных изменений в нормативные правовые акты. Данный документ включает следующие направления: совершенствование законодательства о госзакупках (в том числе формирование механизма компенсации удорожания ремонта и содержания автодорог), решение проблем казначейского и банковского сопровождения строительных контрактов и отдельных вопросов привлечения кредитных ресурсов, совершенствование регулирования в сфере ценообразования, внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ и нормативные правовые акты в сфере строительства.

«Еще один важный документ, над которым идет работа, - дополнил Игорь Старыгин, - законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ. 22 февраля он принят Госдумой РФ в первом чтении, и до 23 марта будут приниматься замечания и предложения. Законопроект затрагивает важный для дорожников вопрос о направлении средств дорожных фондов на реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт трамвайных путей (за исключением контактной сети и тяговых подстанций), находящихся на одном уровне с проезжей частью. Прошу принять участие в рассмотрении и корректировке документа».

Дмитрий Рожин подробно рассказал участникам совещания о дорожном комплексе Архангельской области, обозначил задачи и пути его развития. Он сообщил, что по состоянию на 1 января 2022 года протяженность федеральных автодорог на территории субъекта составляет 1214,9 км, региональных - 6998,6 км, муниципальных — 11 462 км. «При этом самая большая боль — это местные дороги, - подчеркнул он. - Из них в нормативном состоянии только 5%. Из-за многолетнего недофинансирования дорожной деятельности в регионе у нас были очень плохие стартовые позиции при вхождении в национальный проект «БКД»: в нормативном состоянии к 2018 году находилось лишь 15% автодорог, - продолжил докладчик. - Даже с учетом федеральных средств и опережающего финансирования, согласно прогнозу, к 2024 году мы сможем довести до норматива только 32,5% региональных дорог».

Не менее острой проблемой Дмитрий Рожин назвал состояние мостов. В связи со спецификой географического положения региона на его территории расположено значительное количество мостовых сооружений — более 1 тыс. шт., и большая часть из них требует пристального внимания. На федеральной дорожной сети находится 71 шт. (59% из них в нормативе), на региональной — 552 шт. (в нормативном состоянии 69%) и на муниципальной — 500 шт. (только 6% в нормативе).

«Благодаря реализации нацпроекта «БКД» объем финансирования дорожного хозяйства Архангельской области вырос почти в 3 раза, - отметил Дмитрий Рожин. - Если в 2018 году на региональные дороги было направлено 4,2 млрд руб. и только из бюджета субъекта РФ, то план 2022 года предполагает выделение 11,8 млрд руб., из которых 8,7 млрд руб. из регионального бюджета и 3,1 млрд руб. из федерального. Если пойдем такими темпами, люди буду постоянно наблюдать изменения и улучшение качеств дорог», - добавил выступающий.

«Мы гордимся тем, что по итогам 2021 года выполнили все показатели национального проекта «БКД», - подчеркнул Дмитрий Рожин. Так, доля региональных дорог в нормативе при плане 23,4% составила по факту 24%, а доля дорог городской агломерации — вместо плановых 69% достигла 71%. Увеличилось количество стационарных камер фотовидеофиксации нарушений ПДД (прибавилось 27 штук и стало 103), количество автоматических постов весогабаритного контроля (их стало 4). За счет проводимых мероприятий снизилось количество ДТП, в том числе с летальным исходом. (подробнее о ситуации в дорожном хозяйстве Архангельской области — в материале о заседании Общественного совета при ФДА по данному региону)

Ренат Гайнетдинов рассказал о ходе реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в разрезе Северо-Западного федерального округа. Он отметил, что в целом по округу плановые показатели достигнуты и даже перевыполнены. «Хотелось бы отметить Вологодскую, Ленинградскую и Новгородскую области, а также Ненецкий АО, которым удалось добиться наилучших показателей», - добавил докладчик. Он также сообщил, что в 2022 году работа в округе идет не менее активно: на данный момент контрактация объектов составляет 59% и превышает среднероссийский показатель (57%). Всего на дорожные работы в СЗФО в текущем году предусмотрено 44 млрд руб., 15 млрд руб. из которых — федеральная поддержка.

В своем выступлении Ренат Гайнетдинов коснулся также сложившейся в стране ситуации с санкционным давлением. «В связи с сегодняшней обстановкой в Федеральном дорожном агентстве будут ежедневно проходить совещания с системообразующими дорожно-строительными организациями и заказчиками работ, будут ежедневные доклады и предложения по компенсирующим мерам, - уведомил он. - Мы также планируем направить обращение в территориальные органы управления автодорогами с просьбой на еженедельной основе представлять в Минтранс России и Росавтодор аналогичную информацию о ситуации на местах».

Игорь Костюченко остановился на правилах предоставления трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ в целях приведения в нормативное состояние автодорог и искусственных сооружений в рамках реализации национального проекта «БКД», подчеркнув, что направление федеральных субсидий на выполнение работ по строительству и реконструкции мостов не предусмотрено — только на ремонт и капитальный ремонт. Докладчик также отметил слабую финансовую дисциплину регионов в части информирования Федерального дорожного агентства о проделанной работе помесячно и поквартально и напомнил о необходимости соблюдать установленные сроки и правила сдачи отчетности. При этом он обратил внимание на достаточно высокий уровень работы по реализации нацпроекта «БКД» в Северо-Западном федеральном округе, за исключением решения задачи по снижению смертности на дорогах. Игорь Костюченко также обратился к участникам совещания с просьбой направлять в Росавтодор предложения по развитию газомоторного и водородного топлива, сети электрических заправок и другим направлениям процесса декарбонизации в рамках исполнения поручений Президента России.

Радик Фаразутдинов выступил с докладом об организации и управлении в национальном проекте «Безопасные качественные дороги». «Мы работаем с большим массивом данных, соразмерных с объемом выполняемых работ, - сказал он. - Необходимо облегчить управление этим массивом. С этой целью в марте текущего года в СОУ «Эталон» будет внедрена матрица рисков — она включает в себя все показатели, которые мы должны держать на контроле в течение года: это и финансовая дисциплина, и показатели по контрактации, и площадь укладки покрытия и т.д.». Выступающий также отметил, что сегодня не все специалисты, которые управляют данными в системе, вносят их корректно, и подчеркнул важность участия в этом процессе руководителей органов управления автодорогами: «На основании полученных данных принимаются управленческие решения, поэтому их достоверность крайне важна».

Халит Алимханов рассказал о реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения». Он отметил, что дорожниками в этом направлении проводится большая работа и положительная динамика ощутима. Так, количество погибших в ДТП на региональных дорогах Северо-Западного округа по итогам 2021 года снизилось на 14,9%, что превышает средний показатель по стране — 8,7%. Наиболее существенное снижение отмечается в Республиках Карелия (40%) и Коми (34%), а также в Псковской области. Вместе с тем докладчик обратил внимание на рост числа погибших в ДТП на дорогах регионального значения Вологодской области. Число погибших снизилось и на муниципальных дорогах СЗФО — на 8%, при этом наибольшего снижения удалось достичь в Архангельской области (более чем на 50%), а в Ненецком АО с 2020 года сохраняются нулевые значения.

Халит Алимханов заметил также, что на автодорогах регионального и межмуниципального значения уменьшается количество ДТП с выездом на встречную полосу движения. Достижение этого и других показателей по повышению безопасности дорожного движения стало возможным за счет установления ограждений, роста числа камер фотовидеофиксации нарушений ПДД, обновления дорожной разметки, устройства искусственных неровностей и т.д. — объем инженерных мероприятий в СЗФО соответствует среднему уровню по стране. «Вместе с тем в округе отмечается отставание по устройству тротуаров и частота аварийности в местах их отсутствия. Также требует внимания вопрос освещенности автодорог, особенно в Вологодской области, - сообщил выступающий. - Прошу более плотно взаимодействовать с территориальными подразделениями ГИБДД, чтобы своевременно обнаруживать болевые точки и принимать не только стратегические, но и оперативные решения».

Роман Ковалев представил информацию о взаимодействии федеральных и территориальных органов управления автомобильными дорогами при реализации национального проекта «БКД». Он сообщил, что в соответствии с приказом Росавтодора за ФКУ «Холмогоры» закреплено ведение деятельности на территории Костромской, Архангельской, Вологодской и Ярославской областей. В частности, управление осуществляет выборочный мониторинг качества выполняемых работ, мониторинг полноты и актуальности данных в СОУ «Эталон» в части контрактации объектов, выполнения работ и кассового исполнения, а также методическую и методологическую поддержку субъектов.

«В рамках работы по контролю качества, - рассказал Роман Ковалев, - исследовательская лаборатория управления регулярно осуществляет забор проб смеси из бункера асфальтоукладчика, асфальтобетона из покрытия — всего за 2019-2021 годы исследовано 564 пробы. В частности, в Архангельской области за 2021 год проведено 52 внеплановых проверки качества покрытия на региональных и местных автодорогах». Среди проблем, которые наблюдаются на объектах нацпроекта «БКД» в субъектах, контролируемых ФКУ «Холмогоры», выступающий назвал отсутствие или неудовлетворительное состояние средств организации дорожного движения на период производства работ, дефекты верхнего слоя покрытия после укладки выравнивающего слоя (сетка трещин, расслоение и т. д.), неверно заданный продольный и поперечный уклон, опасная обочина, нарушение требований ГОСТ по нанесению разметки. «Выявленные замечания заносятся кураторами в систему «Эталон», - отметил Роман Ковалев. - Информация оперативно доводится до заказчика дорожных работ».

В продолжение окружного совещания представители органов управления автодорогами субъектов СЗФО выступили с информацией о реализации национального проекта «БКД» на своих территориях. Они также подняли ряд проблемных вопросов, многие из которых оказались общими для нескольких регионов: это, в частности, невозможность привести в нормативное состояние аварийные мосты посредством ремонта (требуется реконструкция), рост цен на строительные материалы и механизм компенсации увеличения стоимости работ, восстановление региональных автодорог, используемых при работах на федеральных трассах.

Интересным опытом ремонта социально значимых автомобильных дорог поделились представители Новгородской области. В регионе с 2019 года по инициативе губернатора действует программа «Дорога к дому», которая предполагает ремонт небольших, но особенно важных для жителей дорог к детским садам, школам, социальным учреждениям в соответствии с их заявками и по результатам народного отбора. В прошлом году в рамках программы по итогам голосования с участием 58 тыс. жителей был выполнен ремонт 365 объектов общей протяженностью 173 км - на эти цели затрачено 355 млн руб. Проводимая работа оказывает значительное влияние на уровень одобрения населением деятельности дорожников и такой показатель нацпроекта «БКД», как уровень удовлетворенности пользователей качеством и безопасностью автодорог.

 

Подводя итоги обсуждения, Игорь Старыгин отметил, что окружное совещание продемонстрировало высокий уровень взаимодействия всех его участников, и напомнил, что общение и обмен информацией могут и должны происходить не только в рамках подобных мероприятий, но и в более оперативном режиме — для этого, в частности, созданы онлайн-чаты по округам. Ближайшее масштабное мероприятие Ассоциации «РАДОР», которое соберет большое количество экспертов дорожной отрасли, - 18–я ежегодная конференция по современным технологиям ремонта и содержания автомобильных дорог состоится 13-14 апреля в г. Челябинске.