top of page

Росавтодор и представители общественности проанализировали состояние дорожной сети Архангельской области

9 марта 2022 года

4 марта состоялось совместное заседание Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ, Общественной палаты Архангельской области, Общественного совета при Министерстве транспорта Архангельской области по теме: «Реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Архангельской области».

Заседание прошло в режиме видеоконференцсвязи, вел мероприятие председатель Общественного совета при Росавтодоре, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.

В заседании приняли участие заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, заместитель начальника ФКУ «Холмогоры» Роман Ковалев, заместитель министра транспорта Архангельской области Денис Кулижников, заместитель председателя Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Галина Горбатых, председатель Общественной палаты Архангельской области Юрий Сердюк, председатель Комиссии по промышленной политике, ЛПК, транспорту, дорогам, туризму и развитию Арктики Общественной палаты Архангельской области Эрнест Белокоровин, председатель Общественного совета при Министерстве транспорта Архангельской области Евгений Шевчук, заместитель начальника УГИБДД УМВД России по Архангельской области Николай Подшивалов, члены Общественного совета при Росавтодоре и представители общественных организаций Архангельской области.

«Сегодня мы продолжаем серию заседаний, в ходе которых рассматриваем ситуацию в дорожном хозяйстве конкретных регионов, - сообщил Игорь Старыгин, приветствуя участников заседания. - Ранее, 1 марта, аналогичное мероприятие прошло в Республике Карелия». Он отметил, что в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» важно анализировать не только, какой объем средств направляется на выполнение дорожных работ и сколько объектов приведено в нормативное состояние, но и то, как пользователи автомобильных дорог оценивают происходящие изменения. «Огромное значение имеет обратная связь от общественности, - подчеркнул Игорь Старыгин. - В связи с этим принято решение проводить региональные мероприятия с участием федеральных и территориальных органов управления дорожным хозяйством, Общественной палаты РФ и Общественных палат субъектов. Мы рассчитываем обеспечить максимально конструктивное взаимодействие между всеми участниками процесса совершенствования дорожной сети».

Галина Горбатых отметила, что реализация нацпроекта «БКД» является одной из наиболее значимых задач для Общественной палаты РФ и ее региональных отделений. «Сегодня крайне важно получать информацию о ситуации на местах, чтобы мы все могли подключаться к работе и эффективно решать возникающие вопросы», - сказала она.

Юрий Сердюк поблагодарил участников заседания за внимание к дорожному хозяйству Архангельской области и заметил, что дороги региона требуют выполнения значительного объема работ, и сегодня работа ведется как со стороны дорожников, так и со стороны общественности, которая активно участвует в контроле качества дорожной деятельности.

Игорь Костюченко выразил уверенность в значимости общественного контроля за реализацией национального проекта «БКД». Он также обратил внимание на то, что с прошлого года федеральная поддержка мероприятий в рамках проекта достигает беспрецедентного уровня. «Надеюсь, что вопросы, которые мы рассмотрим сегодня, помогут продвигаться к назначенным целям не только в Архангельской области, но и в Российской Федерации в целом», - добавил Игорь Костюченко.

Денис Кулижников сообщил, что со стороны Архангельской области на заседание приглашены не только официальные структуры, но и самоорганизовавшееся объединение «Асфальт 29» - группа активистов, которая действует с 2015 года и ставит своей целью контроль за выполнением дорожных работ и налаживание диалога между властью и обществом. Он отметил, что абсолютное большинство объектов национального проекта в регионе реализуется при непосредственном участии общественности, при этом ошибки, выявляемые населением, всегда учитываются и оперативно исправляются.

Денис Кулижников выступил с докладом об основных итогах реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Архангельской области в 2021 году. Он сообщил, что региональным дорожникам удалось достичь всех целевых показателей нацпроекта «БКД» на этот период, а некоторые даже перевыполнить. Так, по итогам прошлого года протяженность автодорог в нормативном состоянии достигла 24% при плане 23,4%. Вместо запланированных 149 км благодаря дополнительной финансовой поддержке из резервного фонда Правительства РФ было отремонтировано 163,2 км. «Таких объемов ремонта в регионе еще не выполнялось», - подчеркнул докладчик. Общий объем финансирования составил 3 384 млн руб., в том числе 189 млн руб. из средств федерального резервного фонда.

Значительных результатов удалось добиться и в Архангельской городской агломерации, которая интересна тем, что в нее входит не только столица субъекта - город Архангельск, но еще два города — Северодвинск и Новодвинск, а также Приморский район. На территории агломерации в 2021 году отремонтировано 27,96 км автомобильных дорог, что позволило достичь показателя 71% дорожной сети в нормативном состоянии при плане 69%. На эти работы было направлено 877,9 млн руб., включая 568 млн руб. из федерального бюджета и 142 млн руб. из регионального. «В текущем году в бюджете субъекта на ремонт автодорог в городской агломерации предусмотрены такие же объемы средств, - добавил Денис Кулижников. - Это позволит поддерживать взятый темп».

Докладчик рассказал, что успешно реализуются и мероприятия, предусмотренные региональным проектом «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». В частности, доля контрактов на принципах контракта жизненного цикла в Архангельской области составила 50% вместо плановых 7%, а доля контрактов с использованием технологий и материалов, включенных в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технических решений повторного применения — 100% при плановых 9%. Также ведутся работы по увеличению на дорожной сети количества камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения: в 2021 году было установлено 27 камер, а их общее число достигло 103 вместо запланированных 69. Плановый показатель по количеству пунктов автоматического весогабаритного контроля тоже выполнен: в прошлом году на автодорогах региона установлен еще один АПВГК, и их число достигло плановых 4 штук.

Крайне значимой Денис Кулижников назвал работу по внедрению интеллектуальных транспортных систем в городской агломерации. Архангельская область попала в число регионов, которые получаются федеральную поддержку в этой сфере. В 2021 году был заключен трехлетний контракт на выполнения целого ряда мероприятий: на дорогах агломерации уже установлены метеостанции, модернизированы светофоры, появилась возможность организации зеленых коридоров для автотранспорта и уменьшения за счет этого пробок на основных маршрутах.

Еще один важнейший показатель национального проекта «БКД» - сокращение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Здесь регион также отработал качественно: удалось добиться снижения до значения 8,5 на 100 тыс. населения при плане не более 8,8. Денис Кулижников пояснил, что положительный результат достигнут во многом за счет информационной работы с населением. Так, было выпущено 1500 сюжетов о безопасности дорожного движения на региональных телеканалах, 1265 — на радиостанциях и порядка 100 материалов в сети Интернет. Кроме того, проведены профильные смены по соответствующей тематике в организациях отдыха детей, приобретены наглядные пособия и средства обучения для школ, автобусы для перевозки детей в образовательные учреждения. Докладчик также отметил большую заслугу в этой работе органов ГИБДД, которые регулярно проводят профилактические акции. «На протяжении многих лет, с 1998 года, на архангельском телевидении ежемесячно выходит программа «Дороги Поморья», - добавил Денис Кулижников. - Она рассказывает о состоянии проезда по региональным дорогам, проведении дорожных работ, итогах деятельности органов управления дорожным хозяйством. Убежден, что подобная информационная работа необходима: это позволяет доносить необходимые сведения до пользователей дорог и формировать общественное мнение о работе дорожников».

Относительно планов 2022 года докладчик заметил, что на сегодняшний день все контракты заключены. Согласно программе дорожных работ в текущем году будет отремонтировано 167 км автодорог регионального и межмуниципального значения и 23 км дорог в городской агломерации, а также, в соответствии с новым показателем нацпроекта «БКД» в части приведения в нормативное состояние мостов и искусственных сооружений, - 5 региональных мостов.

Денис Кулижников также ответил на вопросы Галины Горбатых об участии общественности в процессе подготовки проектов дорожных работ: «В первый год реализации нацпроекта «БКД» в городской агломерации мы получили значительное количество замечаний от населения по итогам выполненных работ: пользователи отмечали недостаток парковочных карманов, неудобную разметку и прочее, - рассказал докладчик. - На всех следующих объектах общественность стала принимать активное участие в обсуждении проектов. В частности, активисты движения «Асфальт 29» публиковали перечень планируемых работ в соцсетях, и каждый желающий мог внести свои предложения. Конечно же, этот вопрос стоит на повестке дня у региональной Общественной палаты. Подключился также и «Общероссийский народный фронт». Сегодня взаимодействие с общественностью при обсуждении дорожных проектов ведется очень активно и, что особенно важно, действительно помогает в нашей работе».

С информацией о состоянии аварийности на территории Архангельской области в 2021 году и достижении целевых показателей национального проекта «БКД» выступил Николай Подшивалов. «В целом тенденция положительная, - отметил он. - По итогам 2021 года отмечается снижение всех основных показателей аварийности: по сравнению с 2020 годом общее количество ДТП в регионе сократилось на 27%, число раненых — на 30% и погибших — почти на 10%. Динамика выше, чем в среднем по стране и по Северо-Западному федеральному округу. Целевые показатели национального проекта «БКД» достигнуты. Важно заметить, - подчеркнул Николай Подшивалов, - что этому в значительной степени способствовали меры, принимаемые дорожниками: общий объем ДТП, на местах совершения которых выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния дорог, снизился на 30%».

При этом, добавил докладчик, остается ряд острых вопросов, над которыми необходимо работать. В количественном отношении цифры еще высоки: за год на дорогах Архангельской области произошло 890 ДТП, в которых 92 человека погибли и более 1100 получили травмы. При этом самая сложная ситуация со смертностью в ДТП - на автодорогах федерального значения: здесь зафиксировано 43 погибших, что составляет 47% от общего числа и превышает показатели предыдущего года. «Это вызывает обеспокоенность и требует принятия мер по профилактике аварийности, - сказал Николай Подшивалов. - На месте большинства происшествий отмечены негативные дорожные факторы: недостатки зимнего содержания, недочеты горизонтальной разметки, отсутствие или плохая видимость дорожных знаков, недостатки дорожного покрытия. Стоит также отметить острую нехватку комплексов фотовидеофиксации нарушений — основного метода борьбы с превышением скорости и выездом на встречную полосу движения». Докладчик обратился к участникам заседания с просьбой привлечь к решению данных вопросов общественность.

О мероприятиях по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения Архангельской области рассказал Роман Ковалев. Он сообщил, что по территории региона проходят 1215 км федеральных дорог, в том числе автодорога А-123 протяженностью порядка 200 км, которая была передана из регионального управления в прошлом году. Как и предыдущий докладчик, он отметил возросшие показатели смертности на дорожной сети федерального подчинения: в 2021 году рост числа погибших составил 25% по сравнению с 2020 годом. При этом общее количество ДТП снизилось на 21%, количество ДТП, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями, - на 20%, а число участков концентрации ДТП за 3 года реализации нацпроекта «БКД» сократилось с 6 до 2.

«В регионе создана межведомственная комиссия при участии территориальных органов управления автомобильными дорогами и ГИБДД, - сообщил Роман Ковалев. - Мы ежегодно формируем программу мероприятий по снижению числа ДТП и ликвидации мест концентрации ДТП и защищаем ее в Росавтодоре». На средства, выделяемые федеральным центром, осуществляется установка светофорных объектов с кнопкой вызова у пешеходных переходов, камер фотовидеофиксации нарушении ПДД, устройство тросовых ограждений по оси дорог, шумовых полос на опасных участках, освещения на пешеходных переходах, автобусных остановках, сложных пересечениях.

Важной мерой в части повышения безопасности дорожного движения на федеральных автодорогах Архангельской области стало внедрение программного комплекса «Дортранснавигация» - единой автоматизированной системы навигационного диспетчерского контроля выполнения госзаказа на содержание автодорог. Все автомобили, осуществляющие содержание дорог федерального значения, оснащены датчиками — это позволяет в режиме онлайн отслеживать работу техники и корректировать ее. Удаленный контроль возможен и за светофорными объектами: все они оснащены соответствующей программой удаленного доступа. Кроме того, в федеральном управлении круглосуточно работает диспетчерская служба, которая аккумулирует данные с метеостанций (а они расположены на всей протяженности федеральных дорог в регионе на расстоянии 50-70 км друг от друга). В соответствии с этими данными осуществляется прогнозирование дорожных условий и принимаются оперативные решения по содержанию дорог.

Также в режиме онлайн фиксируется каждое дорожно-транспортное происшествие. Это стало возможным благодаря разработке и внедрению программного модуля «Обмен данных по ДТП», осуществленному ФКУ «Холмогоры» совместно с органами ГИБДД два года назад. Система позволяет оперативно собирать полную информацию о ситуации на месте ДТП и выявлять причины происшествия.

«Мы обеспокоены ростом аварийности на нашей дорожной сети, - заметил Роман Ковалев, - и открыты к любым предложениям и замечаниям, с тем, чтобы устранить все негативные факторы и добиться снижения числа ДТП и показателей смертности».

Со стороны общественности Архангельской области выступил Эрнест Белокоровин. Он рассказал об организации общественного контроля за ходом реализации национального проекта «БКД» в субъекте. Докладчик отметил, что региональная Общественная палата работает в тесном контакте с органами управления автомобильными дорогами. «По предложению губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, - сообщил выступающий, - при нашей структуре сформированы группы общественного контроля за реализацией нацпроекта «БКД» в регионе, участником которых может стать любой желающий. Группы выезжают на объекты при проведении и приемке работ и имеют возможность лично засвидетельствовать их качество или выявить нарушения». В зоне особого внимания общественности, добавил Эрнест Белокоровин, - пешеходные переходы возле образовательных учреждений. Он также высказал предложение привлекать общественников на начальной стадии проектирования, чтобы учитывать рекомендации на самом первом этапе, а не устранять замечания в дальнейшем.

Представитель общественного движения «Асфальт 29» Олег Комиссаров поддержал необходимость участия представителей общественности на начальных этапах работы над объектами: «Мы стремимся к участию в обсуждении проектов не после прохождения госэкспертизы, когда возможно реализовать уже далеко не все предложения, а еще на этапе составления технического задания, - подчеркнул он. - Мы понимаем, что в условиях срочной подготовки документации, привязанной к сумме финансирования, совершенно без ошибок не получится, и предлагаем помощь».

Опыт работы активистов движения «Асфальт 29» заинтересовал Игоря Костюченко. Он предложил обобщить имеющиеся у них данные о характерных ошибках проектирования и предлагаемых решениях и направить такой отчет в Росавтодор. Игорь Костюченко также согласился с важностью работы на перспективу, в том числе со стороны общественности, и обратился с просьбой активнее вносить предложения даже по тем объектам, которые еще не включены в программы дорожных работ.

Юрий Сердюк отметил, что общественные советы существуют в каждом муниципальном образовании Архангельской области. «На сегодняшний день они не задействованы активно в работе по контролю за реализацией нацпроекта «БКД», - сообщил он, - но готовы подключаться к этой деятельности. Мы также планируем совместно с региональным правительством доработать программу обучения общественных контролеров, чтобы обеспечить наиболее грамотный подход к работе».

Подводя итоги заседания, Игорь Старыгин напомнил, что на сайте национального проекта «Безопасные качественные дороги» размещена максимально полная информация о ходе его реализации. «Обратите внимание, - добавил он, обращаясь к представителям общественности, - что на сайте также есть раздел для замечаний и предложений. Все обращения пользователей моментально доходят до владельцев автодорог. Не стесняйтесь пользоваться такой возможностью поучаствовать в совершенствовании дорожной сети страны».

bottom of page