Пути повышения качества дорожных работ обсудили на семинаре Ассоциации «РАДОР» в Краснодаре

4 февраля 2020

Первое в новом году мероприятие по Программе информационного обеспечения членов Ассоциации «РАДОР» и изучению передового опыта в области дорожного хозяйства на 2020 год было посвящено теме  качества при выполнении дорожных работ.

 

29-30 января в Краснодаре при поддержке Правительства Краснодарского края, Министерства транспорта и дорожного хозяйства края и ГКУ  «Краснодаравтодор» прошел практический семинар по вопросам повышения качества дорожных работ и совершенствования лабораторного контроля.

 «Здесь собрались специалисты со всей России — от Калининграда до Камчатки, от Архангельска до южных субъектов. В Краснодар приехали представители заказчиков и общественных, образовательных и подрядных организаций, ученые, те, кто занимается контролем качества, производители материалов. Все вместе мы найдем ответы на проблемные вопросы», — отметил генеральный директор ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин открывая семинар.

 

В мероприятии приняли участие свыше 260 человек - представители Федерального дорожного агентства и подведомственных ему федеральных казенных учреждений, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ФАУ «РОСДОРНИИ»,  представители органов управления автомобильными дорогами 38 субъектов Российской Федерации.

В ходе первого дня семинара дорожники обсудили использование новых технологий и материалов при ремонте объектов, а также эффективность многоступенчатой системы контроля дорожных работ, в том числе — в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

 

Приветствуя участников семинара заместитель губернатора Краснодарского края Анатолий Вороновский отметил, что в крае уделяется особое внимание поддержанию высокого уровня эксплуатации региональных дорог и улично-дорожной сети населенных пунктов. «Высокие требования предъявляются к качеству материалов, используемых для устройства дорожной одежды. Все больше эффективных материалов внедряется в практику дорожного строительства, – сказал вице-губернатор.

 

Как отметил в своем докладе генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин на ближайшее десятилетие перед субъектами РФ стоят амбициозные задачи в части развития транспортной инфраструктуры, основные из которых:

  • реализация Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»;

  • восстановление аварийных и предаварийных мостов;

  • ликвидация ж/д переездов в одном уровне;

  • строительство обходов городов;

  • формирование и приведение в нормативное состояние опорной сети дорог.

Игорь Старыгин  также напомнил  участникам семинара, что Президент Российской Федерации в своем Послании  Федеральному Собранию
15 января 2020 года в  числе приоритетных направлений развития  страны обозначил реализацию окупаемых проектов, которые снимут инфраструктурные ограничения для территорий: «… это, в том числе, автомобильные обходы крупных городов, магистрали между областными центрами, выходы на федеральные автотрассы. Такие проекты обязательно потянут за собой рост малого бизнеса, туризма, социальной активности в регионах и на местах». Соответствующий Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от № Пр-11324 подписан 24 января 2020 г.

 

Подводя итоги первого года реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», начальник Управления регионального развития и реализации национального проекта Федерального дорожного агентства Дмитрий Лаптев отметил, что основные цели, поставленные перед регионами федеральным центром, достигнуты. В 2019 году в 83 субъектах отремонтировано 16,4 тысяч км автодорог, работы выполнялись на 6 747 объектах. Говоря о задачах на текущий год, он акцентировал внимание присутствующих на важности планирования работ:

«Качество начинается с планирования. В идеале подрядчик должен на 2-3 года вперед понимать те объемы работ, которые ему предстоит выполнять. Это даст ему возможность своевременно закупить материалы, снизив их себестоимость, обучить персонал, подобрать хорошую технику и больше сконцентрироваться  на качестве работ».

 

Дмитрий Лаптев также подчеркнул, что регионам поставлена задача обеспечить комплексный подход к выполнению дорожных работ. «Это не только ремонт проезжей части, но и обустройство пешеходных переходов, установка ограждений, дорожных знаков, светофоров, обустройство освещения».

 

В своем выступлении Дмитрий Лаптев обозначил высокую готовность к запуску 5-ого федерального проекта Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»  -  «Мосты и путепроводы». 3900 мостов требуют серьезного внимания и эта цифра не окончательная. Мы поставили себе задачу к 2024 году на 60% снизить количество аварийных и предаварийных мостов во всей стране. Общий объем финансирования  с 2022 по 2024 год составит порядка 340,6 млрд рублей, ― отметил он.

 

Представляя регион и перспективы развития дорожного комплекса Краснодарского края представители Минтранса Краснодарского края  как особо важную проблему обозначили необходимость обеспечения сохранности автомобильных дорог и развития системы автоматического весогабаритного контроля:  до 80 процентов автотранспортных средств выходят на краевые дороги с перегрузом, при этом превышение допустимых нагрузок составляет свыше 40 процентов. В числе первоочередных шагов заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Александр Писаренко  обозначил необходимость скорейшей доработки нормативных документов, а также отметил полезность рейдовых контрольных мероприятий.

 

Как и было заявлено организаторами - основной блок выступлений на семинаре был посвящен обсуждению вопросов существенного улучшения  качества дорожных работ, обеспечения контроля на всех этапах производства, последующий мониторинг объектов в процессе их эксплуатации.

 

Этому посвятили свои выступления представители ФКУ «Росдортехнология» Игорь Матвеев, ФАУ «РОСДОРНИИ» Алексей Ковров и Евгений Макаров.

Информация, представленная первым заместителем директора ФКУ «Росдортехнология» Игорем Матвеевым по результатам проверок качества выполнения дорожных работ в субъектах РФ в рамках реализации национального проекта в 2019 году, вызвала пристальное внимание участников семинара.

 

Как отметил Игорь Матвеев на основании поручений Росавтодора в 2019 году были проведены проверки дорожной деятельности в 83 субъектах на более чем 500 объектах (как на введенных в эксплуатацию так и на объектах в процессе выполнения работ). Цель проверок – соблюдение законодательства при заключении государственных и муниципальных контрактов, Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», контроль качества выполняемых работ и применяемых материалов, исполнение гарантийных обязательств по госконтрактам и организация претензионной работы Заказчиком, а также оценка эффективности расходования средств федерального бюджета субъектами РФ.

Игорь Матвеев выделил основные замечания, характерные для большинства организаций дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации:

  • Качество проектно-сметной документации;

  • Организация строительного контроля Заказчика;

  • Качество исполнительной документации;

  • Комплектность рабочей документации;

  • Соблюдение нормативных требований и технологии производства работ;

  • Ограждение мест производства дорожных работ и организация движения;

  • Дефекты, выявляемые при мониторинге дорожных работ (разрушение продольного шва, колейность и трещины верхнего слоя покрытия, разрушение горизонтальной дорожной разметки, застой воды на проезжей части асфальтобетонного покрытия и другие).

 

Как было особо отмечено докладчиком, службам Заказчика необходимо больше внимания уделять вопросам системного подхода при планировании выполняемых работ (ремонтируя проезжую часть не забывать про устройство  водоотвода,  элементов обустройства дороги),  в полной мере разрабатывать мероприятия по устранению выявленных нарушений, предусматривать в контрактах гарантийные сроки с учетом требований ОДМ 218.6.029-2017 «Рекомендации по установлению гарантийных сроков конструктивных элементов автомобильных дорог и технических средств организации дорожного движения», а также условия обеспечения со стороны Заказчика контроля качества выполненных работ в соответствии с ОДМ 218.4.031-2016 «Рекомендации по организации и проведению ведомственного контроля (мониторинга) качества при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения. Тем самым обеспечивая исполнения Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение из федерального бюджета.

 

Вопросы осуществления контроля за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» и проверок качества дорожных работ и материалов поднимались и в выступлении Государственного инспектора Межрегионального управления государственного автодорожного контроля по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Игоря Чернядьева.

 

Игорь Чернядьев подчеркнул, что согласно п 6.1 Федерального проекта «Дорожная сеть» приведение автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и дорожной сети городских агломераций в нормативное состояние должно  осуществляться с учетом соблюдения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» и опроверг бытующее мнение, что требования ТР ТС не распространяется на дорожно-строительные материалы и изделия, применяемые на улицах населенных пунктов. Он, в частности, сослался на  определение Верховного Суда РФ от 19.07.2017 № 305-АД17-8864, указывающего, что исключение из сферы действия Технического регламента ТР ТС 014/2011 распространяется непосредственно на автомобильные дороги обозначенных в нем видов, а не на материалы, используемые в строительстве или ремонте, и акцентировал внимание участников семинара, что неисполнение требований технических регламентов,  нарушение правил выполнения работ по сертификации, недостоверное декларирование соответствия продукции и другие нарушения наказываются очень значительными ( от 500 000 до 1 000 000 рублей) штрафами согласно КОАП РФ.

В своем выступлении Игорь Чернядьев  затронул еще одну актуальную для регионов тему обеспечения сохранности автомобильных дорог. Он отметил, что решением Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 18 октября 2019 года Ространснадзору совместно с Федеральным дорожным агентством поручено организовать контроль (проверку) и дальнейший мониторинг хода реализации мероприятий по размещению автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального, местного значения в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

(в 2018 - 2019 годах было создано 100 автоматических пунктов в 23 субъектах РФ). Планируется, что в состав проверяемой информации будут включаться сведения об операторах системы АСВГК, о ЦАФАП, рассматривающих дела об административных правонарушениях.

 

Об ответственном и творческом подходе к организации системы контроля в своем регионе рассказала заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Ирина Шкляр. В республике реализована многоступенчатая система контроля, включающая такие этапы, как самоконтроль подрядчика (по итогам 2019 года почти 3000 кв м покрытия было переустроено подрядными организациями на основании заключений собственных лабораторий), независимое инженерное сопровождение, контроль муниципального заказчика со стороны региональных властей, общественный контроль (с проведением обучающих семинаров для общественников), контроль главного распорядителя бюджетных средств до и после выполнения дорожных работ. Для обеспечения функционирования такой системы в Минтрасе Республики были разработаны и утверждены 5 регламентов взаимодействия  участников системы контроля, а также 79 схем контроля качества (по количеству объектов).  

 

Опытом внедрения методологии объемного проектирования, проектирования нежестких дорожных одежд (ПНСТ 265-2018), организации контроля качества при производстве смесей (согласно ГОСТ Р 58401.5-2019 «Правила приемки»), грамотного подхода к вопросам подбора оборудования для контроля качества асфальтобетонных смесей и асфальтобетона по методологии объемно-функционального проектирования, поделилась представитель ФКУ Упрдор «Черноморье» Надежда Калина.

 

В рамках семинара своим опытом проведения строительного контроля и мониторинга качества при устройстве асфальтобетонных покрытий, содержании дорог, нанесении дорожной разметки, контроля качества материалов также поделились представители органов управления дорожным хозяйством, подрядных организаций,  производителей техники и материалов.

 

Так, заместитель начальника Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Валерий Садков представил специализированный доклад о контроле качества горизонтальной дорожной разметки в Новосибирской области. Как было отмечено докладчиком, крайне важным является включение в контрактную документацию положений, касающихся обязанности подрядчика до начала работ  представлять  заказчику сведения о мероприятиях по реализации требований  контракта и ОДМ 218.6.020-2016 в вопросах обеспечения качества применяемых материалов и выполняемых работ вне зависимости от величины объема работ по контролю, выполняемого самостоятельно или с привлечением специализированной организации, компетентной на право проведение конкретного комплекса работ. Результатом последовательно- осуществляемой на протяжении последних 5 лет работы по контролю качества горизонтальной дорожной разметки (в том числе инструментального контроля), проведению сравнительных полевых испытаний разметочных материалов в Новосибирской области стала положительная динамика по сокращению количества ДТП по причине недостатков транспортно-эксплуатационного состояния (отсутствия качественной дорожной разметки) с 20 до 8 штук.

 

На площадке организованной в рамках семинара выставки прошли  профессиональные дискуссии, позволившие всем заинтересованным участникам семинара обсудить технические и экономические аспекты применения различных видов лабораторного оборудования, новых материалов и технологий.

 

Подводя итоги первого дня работы семинара генеральный директор Ассоциации «РАДОР» отметил высокое качество представленных докладов, вызывавших практический интерес и подчас эмоциональное обсуждение аудиторией. Игорь Старыгин еще раз подтвердил приверженность и готовность Ассоциации «РАДОР» к дальнейшей последовательной совместной работе над совершенствованием нормативной базы дорожного хозяйства.  

 

30 января  участники семинара побывали на производственной экскурсии в отделе технологий и лабораторного контроля ГКУ  «Краснодаравтодор», где ознакомились с результатами  лабораторных испытаний дорожно-строительных материалов.

 

17-я ежегодная  конференция Ассоциации «РАДОР» по современным технологиям ремонта и содержания автомобильных дорог состоится
1 – 2 апреля 2020 года в г.Омск.

В этом году программа работы конференции будет дополнена расширенным заседанием Форума по Безопасности дорожного движения  стран Баренцева региона,  посвященном итогам реализации программ снижения смертности на автомобильных дорогах в странах Скандинавии.     

 

Пресса о семинаре:

https://de2fc3fe-3db2-4b92-9335-5e7944008def.filesusr.com/ugd/f7ae26_9f2bb0b246f841cfa295aa677dbf5875.pdf

https://de2fc3fe-3db2-4b92-9335-5e7944008def.filesusr.com/ugd/f7ae26_1d0055074d0d4b079702a0e0f499d429.pdf

Дорожные фонды
Издательство "Дороги"
Автопробег "РАДОР"
БКАД.png
Минтранс России
uxM6icnFJy-800x600.jpg