top of page

Члены Ассоциации «РАДОР» подвели предварительные итоги 2021 года и обсудили планы на следующий год на Конференции по вопросам развития сети автодорог регионального значения

3 декабря 2021 года

1 декабря состоялась ежегодная Конференция по вопросам развития сети автомобильных дорог регионального значения - заседание Комиссии Ассоциации «РАДОР» по развитию, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В связи с ограничениями, вызванными пандемией новой коронавирусной инфекции, мероприятие прошло в режиме видеоконференцсвязи. Для участия в мероприятии зарегистрировались более 300 человек - представители территориальных органов управления автомобильными дорогами 64 субъектов РФ. Модератором конференции выступил генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.

В конференции приняли участие и выступили с докладами начальник Управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов, заместитель директора ФКУ «Росдормониторинг» Станислав Головач, и.о. председателя Технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство» (ТК-418) Евгений Симчук, начальник проектного офиса ОЦК ФАУ «РосдорНИИ» Максим Пудов, Президент Ассоциации бетонных дорог, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктор Ушаков.

Информацию о состоянии дорожного хозяйства в субъектах РФ представили заместитель Губернатора Калужской области Ольга Иванова, министр дорожного хозяйства Калужской области Михаил Голубев, первый заместитель министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия Дмитрий Кондрашин, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Артем Чукин, директор ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» Игорь Пинаев, начальник ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области», руководитель Комиссии Ассоциации «РАДОР» по развитию, ремонту и содержанию автомобильных дорог Сергей Евтушенко, начальник отдела геоинформационных технологий и мониторинга дорог ГКУ «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» Алексей Конкин. В работе конференции также участвовали представители российских компаний-производителей дорожно-строительных материалов и Московского филиала Китайской корпорации по строительству дорог и мостов (CRBC).

Радик Фаразутдинов выступил с информацией о предварительных итогах реализации федеральных проектов «Региональная и местная дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Он сообщил, что в 2021 году дорожники приведут в нормативное состояние свыше 16 тыс. км региональных автодорог и участков улично-дорожной сети городских агломераций - всего более 6 тыс. объектов. По состоянию на 1 декабря 2021 года площадь уложенного дорожного покрытия составляет 136,9 млн кв. м, это 97% от запланированного объема работ. Радик Фаразутдинов отметил, что процент освоения выделенных на эти цели федеральных средств довольно высок, однако обратил внимание на необходимость доведения его до абсолюта - 100%. Также, по его словам, регионам следует усилить работу по реализации федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», в рамках которого запланировано внедрение ИТС, автоматизация процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, установка комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД и т.д.

Игорь Старыгин в своем выступлении обозначил основные результаты работы территориальных органов управления автомобильными дорогами в уходящем году, подчеркнув наиболее значимые достижения и изменения. Так, он отметил, что объем дорожных фондов в 2021 году достиг беспрецедентного значения - 1,38 трлн руб. При этом доля дорожных фондов в общем объеме бюджетов субъектов РФ также стала рекордной: впервые в новейшей истории она составила более 10%. Еще одна значимая тенденция — увеличение объемов субсидий на дорожное хозяйство из региональных бюджетов в бюджеты муниципальных образований: в 2021 году общая сумма направленных средств превысила 256 млрд руб., что составляет четверть объема доходной части дорожных фондов.

Игорь Старыгин высказал ряд предложений по дальнейшему развитию дорожного хозяйства с учетом имеющихся проблемных моментов, обсуждаемых территориальными органами управления автодорогами - членами Ассоциации «РАДОР». Одной из таких острых тем является рост цен на основные дорожно-строительные материалы. В августе этого года вышло постановление Правительства РФ № 1315, которое предусматривает увеличение цены контракта по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автодорог в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы. При этом должен быть соблюден ряд условий: соответствие вида работ, сроков заключения контракта и увеличение цены не более чем на 30%. Игорь Старыгин обратил внимание, что в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» основная доля дорожных работ приходится на ремонт (в 2021 году это 91,2% всех работ на региональной дорожной сети), а он не отражен в документе. Предложение Ассоциации «РАДОР» - уточнить постановление, дополнив его объектами ремонта.

Значимость этого и других проблемных вопросов участники конференции оценили путем голосования, предложенного организаторами конференции: для каждой из 9-ти представленных ситуаций, которые отражают проблемные моменты в дорожной деятельности и/или несут за собой возможные риски не достижения показателей национального проекта, они отметили ту или иную степень риска от очень низкой до очень высокой. Результаты опроса будут использованы в дальнейшей работе Ассоциации «РАДОР» с федеральными органами власти.

Игорь Старыгин также остановился на двух недавно вышедших документах: приказе Минтранса России № 276 от 17 августа 2021 года и приказе Минстроя России № 750/пр от 14 октября 2021 года — они вносят изменения в типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту в части оплаты работ, выполненных подрядчиком досрочно. Эти документы снимают острый вопрос деиндексации цены контракта, который многие субъекты поднимали в последнее время.

Блок докладов на конференции был посвящен передовому опыту субъектов в различных направлениях. Так, Ольга Иванова рассказала о работе Калужской области с инфраструктурными кредитами как с новым источником финансирования развития дорожного хозяйства. Этот регион одним из первых заключил соглашение о предоставлении такого кредита на реализацию сразу трех проектов, в том числе на модернизацию путепровода "Синие мосты" в г. Калуге - на этот объект одобрен кредит в размере более 500 млн руб., работы планируется провести в течение двух ближайших лет.

Игорь Пинаев рассказал об особенностях обеспечения сохранности автодорог в Архангельской области, известной масштабными работами лесопромышленного комплекса и связанными с ними перевозками крупногабаритных тяжеловесных грузов. Он поделился положительным опытом взаимодействия с перевозчиками и реализации механизма по привлечению дополнительных финансовых ресурсов на восстановление дорожной сети. В 2016 году между Правительством региона и одним из крупных лесопромышленных предприятий было заключено пятилетнее соглашение о сотрудничестве, в рамках которого на восстановление региональных автодорог, используемых компанией, стороны ежегодно направляли 60 млн руб. на условиях софинансирования в соотношении 50/50. Такое взаимодействие показало свою эффективность: за 5 лет на выделенные средства произведен ремонт 39,2 км дорожного полотна. В настоящее время подписано новое соглашение на следующий 5-летний период, которое предусматривает аналогичный подход с уже увеличенной суммой - 100 млн руб. ежегодно. Такое же соглашение в 2020 году подписано и с другой группой компаний лесной промышленности: в рамках реализации этого документа в 2021 году отремонтировано порядка 42 км дорог. С третьим крупным игроком лесопромышленного рынка региона ведутся переговоры.

Артем Чукин остановился на вопросах строительства автомобильных дорог в сельской местности и внес предложения по совершенствованию методики выделения субсидий на эти цели. Он отметил, что в рамках реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» в Республике Татарстан за период 2011-2020 годы 185 сельских населенных пунктов с населением свыше 62,3 тыс. человек соединено дорогами общей протяженностью 475,4 км. При этом крайне важно продолжать работу в данном направлении и увеличить ее интенсивность, подчеркнул Артем Чукин. «В нашем регионе все еще не соединены дорогами 519 сельских населенных пунктов с количеством жителей более 20 тыс. человек, - сообщил он. - Для обеспечения их транспортной доступности требуется почти 1200 км автодорог. И я уверен, этот вопрос актуален для многих субъектов».

Игорь Старыгин дополнил, что из-за несовершенства существующей методики распределения субсидий на строительство сельских дорог многие регионы не имеют возможности подать заявку на их получение. Ассоциация «РАДОР» активно работает над изменением этой ситуации, подчеркнул он. В частности, предложение о внесении направления строительства сельских дорог в национальный проект «БКД» и передаче контроля за осуществлением соответствующих мероприятий из ведения Минсельхоза России в ведение Минтранса России было озвучено и поддержано на научно-практической конференции «Нацпроект «Безопасные качественные дороги» в г. Сочи в октябре этого года.

 

Алексей Конкин выступил с докладом о существующих проблемах диагностики автомобильных дорог. Докладчик, в частности, отметил, что существующая нормативная база порождает возможности манипулировать данными, характеризующими состояние автомобильной дороги и, в итоге, не позволяет получить объективную информацию.

Дмитрий Кондрашин рассказал об основных итогах заседания Совета директоров дорожных и транспортных администраций стран Баренцева региона

Сергей Евтушенко поделился опытом реализации национального проекта «БКД» в Белгородской области — регионе, который уже три года становится лидером по результатам качественного и своевременного выполнения работ.

Блок докладов представителей федеральных отраслевых структур был посвящен вопросам обеспечения дорожной деятельности. Станислав Головач рассказал о порядке выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных автотранспортных средств и переводе этой работы в электронную форму.

Евгений Симчук представил информацию о нормативно-техническом регулировании в области дорожной деятельности, которая поможет обеспечить качество выполняемых работ и избежать негативных моментов во взаимодействии заказчиков, подрядчиков и контрольно-надзорных органов.

Максим Пудов рассказал о методологической поддержке субъектов при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», которую осуществляет Общеотраслевой центр компетенций ФАУ «РОСДОРНИИ»: эта работа включает мониторинг таких параметров, как контрактация, укладка верхнего слоя дорожного покрытия, кассовое исполнение, также проводится мониторинг качества дорожных работ.

В ходе конференции было уделено внимание вопросам не только достижения нормативного состояния автодорог, но и его поддержания на протяжении всего жизненного цикла объекта. С этой целью был изучен опыт и перспективы строительства автомобильных дорог с цементобетонным покрытием, а также вопросы совершенствования нормативной базы в этой сфере - с докладом на эту тему выступил Виктор Ушаков.

О новых технологиях в строительстве автомобильных дорог рассказали представители предприятий, занимающих лидирующие позиции на российском рынке производства дорожно-строительных материалов, а также партнеры из Китая. В частности, были представлены возможности «умных» дорог, цифровые технологии летнего и зимнего содержания дорог, отраслевые системы управления транспортом, применение технологии стабилизации грунта при строительстве дорог с низкой интенсивностью движения и многое другое.

В завершение работы конференции Игорь Старыгин представил участникам проект программы работы Ассоциации «РАДОР» на 2022 год, составленной с учетом ситуации в дорожном хозяйстве и предложений членов Ассоциации.

bottom of page