Представители общественности совместно с Росавтодором рассмотрели вопросы развития дорожного хозяйства Республики Карелия

2 марта 2022 года

1 марта состоялось совместное заседание Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ, Общественной палаты Республики Карелия, Общественного совета при Министерстве по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия по теме: «Реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Республике Карелия». Это первое из ряда запланированных заседаний, целью которых является анализ ситуации в дорожном хозяйстве конкретных регионов.

Мероприятие прошло в режиме видеоконференцсвязи. Вел заседание председатель Общественного совета при Росавтодоре, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.

В обсуждении обозначенной темы приняли участие руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, председатель Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Галина Дзюба, заместитель председателя Общественной палаты Республики Карелия Лиана Вагузенкова, начальник ФКУ Упрдор «Кола» Михаил Овчинников, член Правительства Республики Карелия – министр по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия Сергей Щебекин, председатель Общественного совета при Министерстве по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия Николай Скресанов, общественный контролер по ремонту автодорог при Общественном совете при Министерстве по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия Нина Никифорова.

Открывая заседание, Игорь Старыгин напомнил, что в прошлом году в национальный проект «Безопасные качественные дороги» были внесены изменения, в том числе добавлены показатели удовлетворенности пользователей качеством и доступностью автомобильных дорог, а также безопасностью дорожного движения. В связи с этим взаимодействие органов управления дорожным хозяйством с представителями общественности приобретает еще большую значимость и актуальность. «Место проведения сегодняшнего заседания выбрано неслучайно, - отметил Игорь Старыгин, - в Республике Карелия активное участие представителей общественности в выборе объектов, осуществлении контроля за качеством и сроками выполнения работ началось еще в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017-2018 годах и успешно продолжается в ходе реализации национального проекта. Сегодня мы услышим о передовом опыте региона и узнаем, какие вопросы остаются нерешенными».

Роман Новиков, приветствуя участников мероприятия, сообщил, что совместное заседание с участием региональных органов управления автомобильными дорогами и представителями общественности Республики Карелия является первым в ряду выездных заседаний Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве. Решение регулярно проводить такие мероприятия было принято членами ОС при ФДА при разработке плана работы на 2022 год и поддерживается Росавтодором. «Национальный проект «Безопасные качественные дороги», - отметил он, - без сомнения, один из самых целенаправленных и клиентоориентированных. О том, что сегодня ходу реализации проекта придается самое большое значение, свидетельствуют, в частности, оперативные заседания Правительственной комиссии по региональному развитию под председательством курирующего заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, которые проводятся на постоянной основе. Желаю всем участникам сегодняшнего заседания эффективной работы и выработки правильных решений, нацеленных на достижение необходимых результатов».

Галина Дзюба в своем приветственном слове подчеркнула, что общественники являются связующим звеном между органами власти, исполнителями дорожных работ и населением и должны эффективно доносить необходимую информацию с целью повышения качества автомобильных дорог и безопасности дорожного движения.

Лиана Вагузенкова рассказала, что члены Общественной палаты Республики Карелия входят в состав экспертного совета при Правительстве Республики Карелия, который занимается общественным контролем за реализацией национального проекта «БКД». «Мы участвуем в совещаниях при региональном правительстве, выезжаем на объекты, сравниваем заявленные и фактические показатели и на основании проверок представляем свои предложения по реализации нацпроекта», - сообщила она.

Сергей Щебекин отметил, что работа с Общественной палатой Республики Карелия для региональных органов управления автодорогами не формальность: «Мы встречаемся с представителями общественности на всех этапах — от проектирования до приемки выполненных работ», - сказал он. Далее Сергей Щебекин выступил с докладом об основных итогах реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Республике Карелия. Он сообщил, что участие в проекте позволило региону значительно улучшить состояние дорожной сети. Благодаря федеральному финансированию объем регионального дорожного фонда вырос с 3,8 млрд руб. в 2018 году до рекордных 10 млрд руб. в 2021 году. На эти средства за 3 года отремонтировано более 513 км автодорог регионального и межмуниципального значения, что позволило поднять уровень дорог в нормативном состоянии с 32% до 39,25%. Также отремонтировано более 73 км автодорог Петрозаводской городской агломерации, где показатель норматива вырос с 49,7% до 68%. В то же время, отметил Сергей Щебекин, текущий уровень финансирования позволяет обеспечить производство работ только по устройству выравнивающего слоя. «В целях обеспечения сохранности дорожной сети, с учетом ее состояния и климатических особенностей региона, - добавил он, - считаю целесообразным пересмотреть норматив стоимости ремонта в Республике Карелия в 2022-2024 годах в сторону увеличения. Это позволило бы производить ремонтные работы более качественно».

Сергей Щебекин также рассказал, что при выполнении дорожных работ в регионе применяются современные технологии, повышающие их качество: это, в частности, устройство защитно-армирующей прослойки в асфальтобетонном покрытии, предотвращающей образование отраженных трещин на новом покрытии; применение асфальтобетонных смесей из высокопрочного кубовидного щебня узких фракций габброидных пород и полимерно-битумного вяжущего; геодезическое сопровождение производства дорожно-строительных работ на всех стадиях с использованием электронных полностью роботизированных тахометров и систем GPS-позиционирования; применение габионов в конструктивных элементах дорог и искусственных сооружений и т. д.

Сергей Щебекин сообщил, что на автодорогах регионального и межмуниципального значения Республики Карелия ежегодно предусматриваются мероприятия по повышению безопасности дорожного движения. За время реализации национального проекта «БКД» построено более 64 км линий наружного освещения, устроено свыше 27 км барьерных ограждений, установлено 3 тыс. дорожных знаков. Также ежегодно обеспечивается функционирование и развитие системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Республика Карелия на сегодняшний день уже обеспечила с перевыполнением достижение показателей, поставленных в рамках проекта на 2024 год, по увеличению числа стационарных камер, подчеркнул докладчик. Благодаря названным мероприятиям по итогам 2021 года отмечено снижение общего числа дорожно-транспортных происшествий по сравнению с 2020 годом на 18,5%. Однако, отметил Сергей Щебекин, число погибших при этом выросло: «Большая часть ДТП с летальным исходом происходит на федеральных дорогах и во многом связана с повышением интенсивности движения», - уточнил он.

В планах Республики Карелия на 2022-2024 годы — ремонт более 768 км региональных дорог и более 47 км дорог городской агломерации, что позволит достичь показателей автодорог в нормативном состоянии 51% и 85% соответственно. Также будут приведены в норматив 1945,2 пог. м мостов, продолжится реализация мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и применению новых и наилучших технологий. На эти цели планируется направить свыше 17 млрд руб., в том числе 8 млрд руб. из федерального бюджета.

В ответ на поступивший вопрос о компетентности работников подрядных организаций в части проведения высокотехнологичных работ Сергей Щебекин рассказал о сотрудничестве с образовательными учреждениями региона — Петрозаводским автотранспортным техникумом и Петрозаводским государственным университетом. «Во время каникул студенты проходят практику в подрядных организациях — мы заранее совместно с подрядчиками распределяем кандидатов, - сообщил он. - Кроме того, на базе данных учреждений регулярно проводится повышение квалификации работников подрядных организаций».

Михаил Овчинников представил доклад о мероприятиях по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения на территории Республики Карелия. Он доложил, что в настоящее время протяженность таких дорог в регионе составляет 1897 км, при этом за последние 3 года в федеральную собственность передано 5 региональных автодорог. С приростом дорожной сети докладчик связал рост аварийности: количество ДТП в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличилось на 28%, число погибших — на 103%. Основной вид ДТП, отметил Михаил Овчинников, - это столкновения при выезде на полосу встречного движения, съезды с дороги, наезды на стоящие транспортные средства и наезды на пешеходов. При этом 49% случаев ДТП с летальным исходом связаны с нарушением водителями правил дорожного движения: управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, превышение скорости.

Основными задачами управления Михаил Овчинников назвал обеспечение безопасного бесперебойного движения по автодорогам федерального значения в регионе, их сохранности и повышение пропускной способности. Для решения этих задач в текущем году запланированы следующие мероприятия: начало реконструкции 24 км автодороги «Сортавала» с устройством транспортной развязки (окончание работ в 2024 году), завершение капитального ремонта на 51,2 км и начало работ на 43 км дорог, ремонт 103,4 км дорог федеральной дорожной сети. Запланировано также проектирование площадок для отдыха, устройство наружного электроосвещения, установка стационарных и передвижных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Роман Новиков подчеркнул важность увеличения количества камер фотовидеофиксации на автодорогах с целью снижения количества ДТП и тяжести их последствий, связанных, прежде всего, с превышением скорости, и предложил включить эту задачу в резолюцию по итогам заседания.

Игорь Старыгин отметил, что работу по повышению безопасности дорожного движения необходимо проводить не только со стороны дорожников, но и со стороны пользователей автодорог: «Если водители не будут законопослушны, достичь результатов по минимизации социального и транспортного риска мы не сможем», - подчеркнул он и обратился к членам Общественной палаты РФ с просьбой поднимать эти вопросы при работе с общественностью.

Николай Скресанов в своем докладе рассказал об организации общественного контроля за ходом реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Республике Карелия. Он сообщил, что Общественный совет при Министерстве по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия был создан в январе 2018 года. Одна из его основных задач — привлечение граждан и организаций к обсуждению наиболее важных вопросов дорожного хозяйства, имеющих повышенный общественный резонанс. Исходя из этого, Общественный совет совместно с министерством строит свою работу по исполнению национального проекта «Безопасные качественные дороги». «Предложения от членов совета доводятся до региональных органов управления автодорогами и учитываются ими в работе, - сказал докладчик. - В частности, это предложения по дополнительному устройству водоотводов при ремонте дорог, съездов и площадок для остановки на дорогах, проходящих через населенные пункты. В ходе исполнения нацпроекта при Общественном совете была создана группа общественных контролеров из числа наиболее активных жителей — результаты их работы мы заслушиваем в конце каждого года».

Один из самых активных общественных контролеров по ремонту автодорог при Общественном совете при Министерстве по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия Нина Никифорова также выступила с докладом в ходе заседания. «Я занимаюсь контролем дорожных работ более 10 лет, - рассказала она. - Моя деятельность началась со сбора подписей под петициями в отношении качества автодорог и отправкой петиций в органы ГИБДД и прокуратуры. Набор в общественные контролеры в корне изменил этот подход. Для кандидатов на базе Петрозаводского автотранспортного техникума было проведено обучение, включающее информацию о том, что такое дорога и ее конструктивные элементы, какая техника работает на стройке, какие нарушения возможны на этапах работ, а также правила техники безопасности. По окончании обучения нам выдали соответствующее удостоверение. Теперь контроль осуществляется максимально конструктивно: мы получаем информацию от пользователей дорог, проверяем ее, работаем с органами управления и подрядчиками по выявленным нарушениям и контролируем их устранение. Для оперативного взаимодействия существует онлайн-чат, в работе которого участвуют все стороны». Из наиболее часто встречаемых нарушений Нина Никифорова назвала укладку асфальта в неподходящих погодных условиях или на неочищенную поверхность, проблемы с установкой бордюрного камня. При этом она отметила, что за время реализации национального проекта «БКД» качество автодорог в регионе значительно улучшилось. Контролер добавила, что необходимо привлекать к общественному контролю больше пользователей дорог, чтобы охватывать их деятельностью максимальную протяженность дорожной сети, а также проводить их обучение и консультироваться с контролерами еще до разработки проектной документации.

Опыт организации общественного контроля за ходом реализации национального проекта «БКД» в Республике Карелия оказался крайне интересен участникам заседания. Галина Дзюба предложила озвучить и транслировать его в рамках последующих мероприятий Общественной палаты РФ.

Роман Новиков отметил, что текущий год объявлен Маратом Хуснуллиным годом качества в рамках реализации национального проекта «БКД». В связи с этим Росавтодор разработал методическую концепцию проведения сопутствующих мероприятий — к участию в работе по данному документу Роман Новиков пригласил и представителей общественности.

Подводя итоги заседания, Игорь Старыгин подчеркнул, что цель мероприятия достигнута — участники комплексно рассмотрели вопросы реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Республике Карелия на федеральном и региональном уровнях, а также обсудили участие общественности в этом процессе. Он предложил отметить в резолюции положительный опыт общественного контроля в регионе, Общественному совету при Министерстве по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия совместно с Комиссией по вопросам общественного контроля за производством дорожных работ при Общественном совете при Росавтодоре обобщить имеющиеся практики и подготовить рекомендации по организации общественного контроля в регионах. Также в резолюцию войдут предложения по расширению применения на автодорогах технических средств контроля за нарушением правил дорожного движения, комплексному подходу к разработке проектно-сметной документации, организации движения в местах проведения дорожных работ.

Следующее выездное совещание Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве по вопросам реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» пройдет совместно с представителями Архангельской области 4 марта.