2021-11-10_12-13-36.png

Ассоциация «РАДОР» провела семинар-практикум по вопросам нормативно-правового регулирования размещения государственного заказа

10 ноября 2021 года

9 ноября состоялся семинар-практикум по вопросам нормативно-правового регулирования размещения государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в области дорожного хозяйства. Мероприятие прошло в режиме видеоконференции при поддержке Минтранса России, Федерального дорожного агентства, Федеральной антимонопольной службы России совместно с Учебным центром Ассоциации электронных торговых площадок. Для участия в мероприятии зарегистрировались 125 человек, представители территориальных органов управления 45 субъектов РФ.

В ходе семинара с докладами выступили заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов, ведущий советник Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса России Стелла Бажура, заместитель начальника правового отдела № 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России Дмитрий Бомбырь, заместитель начальника Управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Константин Дерябин и руководитель Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок Александр Тарасов. Вел мероприятие генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.

Открывая семинар, Игорь Старыгин отметил, что главной задачей органов управления автодорогами является реализация национального проекта «Безопасные автомобильные дороги». «Уже второй год на эти цели выделяются беспрецендентные объемы средств, - сказал он. - В 2021 году сумма превысила 1,3 трлн руб., 300 млрд руб. из которых — помощь из федерального бюджета. На эти средства выполняются работы на 5 665 объектах, общая площадь укладки верхних слоев дорожной одежды составляет более 141 млн кв м. Такие масштабные работы естественно не остаются без внимания контрольных и надзорных органов, в том числе в части правильного проведения процедур государственных закупок — этим вопросам посвящен сегодняшний семинар. Надеемся, мероприятие поможет успешно осуществить необходимые мероприятия по контрактации объектов 2022-2023 годов».

Антон Козлов рассказал о нововведениях в типовых условиях контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог. Он напомнил, что в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения так называемым «оптимизационным законом» - Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ. Эти изменения направлены, прежде всего, на упрощение порядка осуществления закупок. В соответствии с ними, в частности, компетенции по установлению типовых условий на выполнение работ на объектах дорожной сети переданы на уровень Правительства РФ — данное положение вступит в силу весной 2022 года. До этого момента продолжат действовать типовые условия, утвержденные Приказами Минтранса России и Минстроя России. «С целью облегчить переходный период и сделать возможным заключение договоров с учетом изменившейся обстановки в них также внесен ряд изменений», - сообщил Антон Козлов. Он остановился на нескольких наиболее существенных корректировках.

«Первое изменение, которое я хотел бы анонсировать, - сказал докладчик, - касается вопроса деиндексации стоимости контракта при досрочном выполнении работ». Ранее в законе этот момент не был прописан отдельно, в связи с чем возникали разногласия между заказчиками работ и надзорными органами. Теперь условиями всех государственных контрактов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог должно будет предусматриваться сохранение первоначальной цены контракта в случае выполнения работ раньше срока.

Второе изменение связано с внедрением института электронного актирования — его готовит Минтранс России совместно с Федеральным казначейством, сообщил Антон Козлов. Аналогичную работу ведет со своей стороны Минстрой России. Суть изменений заключается в отказе от привычных унифицированных форм КС-2 и КС-3 и переходе к электронной форме акта выполненных работ, утвержденной Федеральным казначейством. Планируется, что акт будет подписываться на площадке Единой информационной системы в сфере закупок с использованием электронной подписи. Это позволит, в том числе, вести статистику по всем государственным закупкам в автоматическом режиме. В настоящее время документ находится на этапе межведомственных согласований. Подготовленная форма акта выполненных работ будет доступна для рассмотрения и внесения предложений.

Еще одно существенное изменение коснется проведения государственных закупок на осуществление строительного контроля. С 1 сентября 2021 года вступили изменения в Градостроительный кодекс РФ, в соответствии с которыми Правительство РФ наделено полномочиями по определению случаев и критериев, когда строительный контроль в отношении объектов дорожного хозяйства, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляется с использованием федеральной поддержки, будет осуществляться подведомственным министерством. В отношении всех региональных объектов контрольным органом утверждается ФАУ «РОСДОРНИИ» — соответствующий акт Правительства РФ сейчас проходит межведомственное согласование.

С информацией о предложениях по совершенствованию законодательства в сфере закупок и антимонопольного законодательства выступила Стелла Бажура. Она сообщила, что в целях реализации «оптимизационного закона», вносящего изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...», Министерством финансов РФ разработаны нормативно-правовые акты, в рассмотрении и согласовании которых приняло участие Министерство транспорта РФ. Стелла Бажура подробно остановилась на положениях двух документов: Проект постановления Правительства РФ «О дополнительных требованиях к участникам закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд...» и Проект постановления Правительства РФ «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд...». Первый из них устанавливает дополнительные требования к участникам закупок, а также информацию и документы, подтверждающие соответствие участников закупок этим требованиям. Положения второго документа вводят новые формулы определения количества баллов, присваиваемых заявкам, которые предусматривают сравнение оцениваемого предложения с лучшим из подлежащих оценке предложений.

О практике ФАС России по контролю закупок в сфере дорожного хозяйства рассказал Дмитрий Бомбырь. Он привел конкретные примеры из актуальной административной и арбитражной практики, в частности по вопросам подготовки и размещения проектно-сметной документации при закупке работ по строительству и капитальному ремонту. Также докладчик рассмотрел ряд проблем правоприменения Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...» и озвучил разъяснения ФАС России относительно вносимых в него изменений.

Константин Дерябин выступил с докладом об эффективности долгосрочных контрактов на содержание автомобильных дорог. Он рассказал об опыте заключения пятилетних контрактов Федерального дорожного агентства - с 1 июля 2018 года на федеральной дорожной сети действует 239 таких контрактов. «Один из основных положительных эффектов, - сказал Константин Дерябин, - исключение многочисленного проведения конкурсных процедур, за счет чего достигнуто своевременное планирование работ, в том числе по безопасности дорожного движения. Также отмечены изменения в части ведения финансовой деятельности подрядными организациями: они провели оптимизацию расходов, стали заблаговременно планировать приобретение материалов на выгодных условиях, закупать более современную технику с меньшими затратами на эксплуатацию, приобретать и строить высококачественные технические базы и ремонтные участки, привлекать высококвалифицированных специалистов. Кроме того, подрядчики эффективнее взаимодействуют с органами ГИБДД, УГАДН, МЧС и оперативнее устраняют их замечания». По словам докладчика, за время работы в рамках долгосрочных контрактов уменьшилось количество ДТП, снизился объем обращений граждан, отражающих неудовлетворительный уровень содержания автодорог. В целом, отметил Константин Дерябин, долгосрочные контракты значительно повышают прозрачность и предсказуемость ведения бизнеса для подрядных организаций и позволяют лучше прогнозировать и контролировать расходы как с их стороны, так и со стороны заказчика.

Во второй части семинара-практикума Александр Тарасов подробно рассказал об изменениях в Федеральном законе № 44-ФЗ, касающихся дорожного хозяйства, частых ошибках и проблемных ситуациях в работе заказчика, а также о правоприменительной практике. В частности, прозвучала информация, касающаяся преимуществ и ограничений в закупках, требований к участникам закупок, видов обеспечений, проведения электронного аукциона и заключения электронного контракта, изменения условий и расторжения контракта и многое другое.

Докладчики ответили на вопросы участников семинара, полученные при подготовке к мероприятию и онлайн в режиме видеоконференции. Слушатели также получили возможность скачать презентации выступающих для детального изучения и применения в работе.