Состоялось очередное XI заседание Совета директоров дорожных и транспортных администраций стран Баренцева региона

12 ноября 2021 года

11 ноября под председательством российской стороны состоялось очередное XI заседание Совета директоров дорожных и транспортных администраций стран Баренцева региона. В связи с эпидемиологической обстановкой в этом году мероприятие прошло в режиме видеоконференции. В работе заседания приняли участие представители Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, ГУОБДД МВД России, территориальных органов управления автомобильными дорогами Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей, дорожных и транспортных управлений северных губерний Норвегии, Швеции, Финляндии.

Модератором выступил генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.

Общим решением стран-участниц повестка заседания предусматривала обсуждение трех основных блоков вопросов: текущее состояние отрасли и стратегические планы развития, безопасность дорожного движения, внедрение ИТС.

Российский опыт и перспективы развития дорожной сети представили: заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Ренат Гайнетдинов, заместитель начальника ФКУ «Дороги России» Юрий Федюкин, начальник отдела проектной деятельности ГУОБДД МВД России Тимур Гайнетдинов, а также представители территориальных органов управления автодорогами: первый заместитель министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия Дмитрий Кондрашин, директор ГКУ Архангельской области Игорь Пинаев, начальник ГКУ «Управление автомобильными дорогами Мурманской области» Владислав Алиев, начальник Управления дорожного хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Дмитрий Гордейчук.

Открывая мероприятие, Игорь Старыгин отметил, что уже почти 20 лет реализуется программа добрососедства и инженерно-технического сотрудничества дорожных и транспортных администраций стран Баренцева региона. «На этой площадке мы можем обсуждать ключевые для региона вопросы в деловом и конструктивном ключе, и трудно переоценить вклад нашей совместной работы, направленной на развитие экономического потенциала региона, развитие транспортной инфраструктуры, повышение безопасности дорожного движения, реализацию практических проектов в интересах жителей региона и последующей адаптации лучших практик в масштабах стран», - сказал Игорь Старыгин.

Он также подчеркнул, что программа регионального сотрудничества проходит в соответствии с основными направлениями сотрудничества межнационального Совета Баренцева/Евроарктического региона. 25-26 октября в г. Тромсё (Норвегия), напомнил Игорь Старыгин, под председательством главы МИД Норвегии Анникен Хюитфельдт состоялось заседание 18-й министерской сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона, в котором принимал участие Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. В ходе встречи были подведены итоги работы организации за период норвежского председательства в 2019-2021 годах, отмечен прогресс в области защиты окружающей среды и борьбы с изменением климата, сотрудничества в сфере здравоохранения и восстановления от последствий пандемии COVID-19, приграничных экономических и транспортных связей, обеспечения прав коренных народов, молодежных обменов. По итогам сессии была принята совместная Декларация, в которой изложены ключевые направления дальнейшей работы, в том числе в сфере транспорта и инфраструктуры. При этом Сергей Лавров подчеркнул важность гармонизации усилий национальных и региональных рабочих групп. По его словам, многие инициативы по развитию Баренцева сотрудничества зарождаются именно на уровне административно-территориальных образований, где лучше всего чувствуются реальные потребности и интересы людей.

Игорь Старыгин выразил уверенность, что очередное заседание Совета директоров дорожных и транспортных администраций стран Баренцева региона станет важным шагом на пути укрепления кооперации в Баренцевом регионе. «Надеюсь, наше сотрудничество в ближайшие годы не только сохранит традиции, но и получит дальнейшее развитие в качестве важного фактора, содействующего сохранению в регионе безопасности, стабильности и добрососедства», - сказал он.

В ходе первой сессии заседания были заслушаны доклады о текущей ситуации и перспективах развития в области транспорта и дорожного хозяйства.

Ренат Гайнетдинов представил участникам заседания информацию о реализации в России национального проекта «Безопасные качественные дороги», уделив особое внимание ситуации в пяти субъектах РФ, входящих в Баренцев регион. Он сообщил, что за период 2019-2024 годов на развитие дорожной сети данных регионов будет направлено в общей сложности 44,9 млрд руб., в том числе 32,3 млрд руб. на автодороги регионального и межмуниципального значения и 12,6 млрд руб. на дороги городских агломераций. С начала реализации нацпроекта на этих территориях уже устроено 11,5 млн кв м дорожного покрытия и сданы участки дорог протяженностью почти 1 тыс. км. Доля автодорог в нормативном состоянии за этот период выросла с 30% до 36% на региональной дорожной сети и с 46% до 71% - на муниципальной, к 2024 году данный показатель должен составить соответственно 44% и 85%.

О ситуации в дорожном хозяйстве своих регионов доложили представители территориальных органов управления автомобильными дорогами Республик Карелия и Коми, Архангельской и Мурманской областей.

О долгосрочных планах развития инфраструктуры на 12 летний период рассказали представители Транспортной администрации Швеции по Северному региону Хелена Эрикссон и Мария Оберг, представитель Государственной дорожной администрации Норвегии Унни Мерете Гифстад, генеральный директор Центра экономического и транспортного развития Лапландии (Финляндия) Яакко Улинампа.

Необходимо отметить, что общей тенденцией долгосрочных национальных транспортных планов стран Баренцева региона является гармонизация инвестиционных планов в части перераспределения грузопотоков по автомобильным и железным дорогам, внутренним водным путям, поддержания в нормативном состоянии существующей транспортной инфраструктуры, а также стимулирование развития электрификации автотранспорта. Так, в частности, в развитие планов правительства и при поддержке частного сектора в Швеции компания «Skania» запускает эксперимент по переводу на электричество грузовиков с допустимой общей массой транспортного средства до 80 т.

Вторая сессия заседания была посвящена вопросам безопасности дорожного движения в Баренц-регионе.

С докладом о текущей ситуации и мерах, принимаемых в этом направлении в России, в том числе в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения», выступил Тимур Гайнетдинов. Он отметил, что за последние 10 лет число погибших в ДТП на дорогах страны сократилось более чем на треть. Целью до 2030 года в рамках реализации проекта является снижение количества летальных случаев в результате ДТП с настоящих 10,2 до 4 на 100 тыс. чел., а также повышение удовлетворенности населения безопасностью дорожного движения с 43% до 58%.

Аналитик по безопасности дорожного движения Транспортной администрации Швеции Пер Хёртиг представил информацию о программе нулевой смертности на дорогах «Vision 0», реализуемой уже более 20 лет и направленной на достижение нулевой смертности на автомобильных дорогах страны. Он сообщил, что в 2020 году количество ДТП со смертельным исходом достигло минимального значения за период с 2006 года: с 450 летальных случаев снизилось до 204. Тем не менее, объективный анализ хода реализации программы «0 смертей на дорогах» потребовал переоценки комплекса принимаемых мер и уточнения задач, в связи с чем в настоящее время сформулирована цель: к 2030 году – сократить показатель смертности на автомобильных дорогах в ДТП на 50%, а к 2050 году — приблизить к нулю.

 

Такой же подход продемонстрировали и представители транспортного управления Северной Норвегии Государственной дорожной администрации Норвегии. Промежуточные итоги работы в данном направлении значительны: в 2020 году впервые за всю историю наблюдений количество смертей в результате ДТП на дорогах страны стало меньше 100, а если точнее – 93.

Скандинавские коллеги озвучили основные и очень понятные подходы по обеспечению безопасности дорожного движения, которые призваны обеспечить достижение означенных целевых показателей: ликвидация аварийных участков дорог, установка центральных разделительных барьеров и «шумовых» полос, работа с водителями и пользователями дорог, особенно с уязвимыми группами участников дорожного движения (возрастные люди, пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, туристы), ограничение скорости, повышение надежности автотранспортных средств, корпоративная и социальная ответственность компаний перевозчиков, регулирование движения тяжеловесных транспортных средств, и, конечно, надзор и инспекция.

И, безусловно, результат может быть достигнут только в ходе широкомасштабной совместной работы всех заинтересованных ведомств и структур.

 

В качестве примера результата международного взаимодействия и совместной работы норвежские коллеги представили для изучения и использования в работе рекомендации по организации круглосуточных зон отдыха для водителей в Баренц-регионе. В исследовании представлены обзорные сведения как о существующих, так и о планируемых круглосуточных зонах отдыха, описываются стандартные требования, предъявляемые к таким зонам в разных странах, а также предлагаются единые минимальные требования к круглосуточным зонам отдыха в Баренцевом регионе. В докладе предлагаются места, пригодные для расположения новых зон отдыха, и приводятся примеры качественной организации таких зон и предлагаемых там услуг. Представлен отчет о текущей ситуации в сфере безопасности дорожного движения и дано описание системы финансирования круглосуточных зон отдыха в Баренцевом регионе.

Традиционно важным стало обсуждение вопроса регулирования движения тяжеловесных транспортных средств. По просьбе российской стороны коллеги из Финляндии и Швеции представили информацию о действующих в их странах максимально допустимых транспортных нагрузках: автопоезда разделены на несколько групп, для каждой из которых определены свои нормы. Абсолютный предел общей массы транспортного средства - 76 т в Финляндии, 74 т - в Швеции. НО! Как было уточнено - допустимая общая масса транспортного средства жестко привязана к конструкции транспортного средства - наличию необходимого количества осей. Так, для возможности движения АТС с допустимой массой в 76 тонн в Финляндии транспортное средство должно иметь 11 осей, для 53 тонн – 6 осей, для 44 тонн – 5 осей, для 36 тонн – 4 оси и т. д. При этом максимальная осевая нагрузка в странах Баренцева региона не превышает 11,5 т/ось и к движению тяжеловесных транспортных средств с массой 74 тонны доступны, в частности в Швеции, только 26% дорожной сети. И, безусловно, отдельным вопросом стоит оценка возможности принятия такого движения искусственными сооружениями на автомобильных дорогах. Как было озвучено в докладе Игоря Старыгина – не случайно в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» с 2022 года запускается проект по приведению в нормативное состояние искусственных сооружений, находящихся в аварийном и предаварийном состоянии.

Темой третьей сессии заседания стало внедрение интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах и уличной дорожной сети. О работе в этом направлении на территории субъектов России рассказал Юрий Федюкин. Он отметил, что новые технологии, включенные в транспортный процесс, становятся одним из ключевых инструментов повышения эффективности работы транспортного комплекса. К 2024 году национальным проектом «Безопасные качественные дороги» запланировано внедрение ИТС, предусматривающих автоматизацию процесса управления дорожным движением, в 27 городских агломерациях, к 2030 году - в 64. Юрий Федюкин также сообщил, что в Архангельской области, входящей в состав Баренцева региона, с 2021 года реализуется трехлетний контракт на комплексное развитие единой цифровой платформы транспортной системы.

Представители Транспортной администрации Швеции и Норвегии поделились опытом внедрения интеллектуальных транспортных систем на автомагистралях и улично-дорожной сети с учетом географических и природно-климатических особенностей территории, электрификации дорожного транспорта, цифровизации, организации сбора данных, прогнозирования дорожных условий и информирования пользователей. Доклад генерального директора Центра экономического и транспортного развития региона North Ostrobothnia Финляндии Тимо Мякикиро был посвящен проекту строительства международной автомагистрали Е-75 как части международного транспортного коридора TEN-T.

Подводя итоги заседания, Игорь Старыгин отметил, что состоявшееся заседание, открытый профессиональный диалог участников в очередной раз продемонстрировали полезность и необходимость обмена опытом, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности работы на местах. С этим мнением согласились руководители делегаций всех стран-участниц.

В заключение мероприятия состоялась передача председательства в Совете директоров дорожных и транспортных администраций стран Баренцева региона — на период 2022–2023 годов. Председателем сотрудничества дорожных и транспортных администраций стран Баренцева региона становится Финляндия.